Между преданностью и предательством


В школе я тоже думал, что Брестский мир - это акт национального предательства, наглый плевок в лицо русской армии, которая была готова растоптать врага и войти в Берлин торжествующим маршем; потом, увы, выяснилось, что все было немного сложнее, но, видимо, продолжать чтение исторической литературы за пределами школьной программы многим откровенно лениво.
Руководствовались ли большевики партийной логикой? Несомненно, руководствовались - Ленин прямо говорил, что без мира с Германией новое, советское, правительство не устоит и будет непременно сметено. Но было ли это соображение единственным основанием "похабного" мира, как характеризовал его тот же Владимир Ильич? Увы, правильный ответ - нет, не было.
Большевики, как помнят историки, прерывали мирные переговоры с Германией и даже отказывались подписывать какой бы то ни было договор. Вот что случилось после принятия ими столь трудного и как бы патриотичного решения:
На восьмой день после прекращения Троцким переговоров армии восточного фронта снова начали наступление. Деморализованные русские войска не оказывали никакого сопротивления. Собственно о войсках, вообще нельзя было говорить; в сущности остались только штабы; главная масса войск уже разошлась по домам. С быстротой молнии оккупировали мы всю Лифляндию и Эстляндию.
В связи с этими датами можно вспомнить, что мирные переговоры между Германией и Россией в Брест-Литовске были прерваны 11 февраля, а заключенное ранее перемирие разорвано через неделю после этой даты. Поскольку Германия была теперь свободна в своих действиях на востоке, она начала новое наступление в Прибалтике. В течение недели немецкие войска оккупировали Эстонию
"Нехорошие, нехорошие большевики!!!", - восклицают пламенные имперские патриоты, сотрясая воздух самодельными хоругвями. Стоило им немного потерпеть - и победившие в войне державы по-братски бы разделили с развалившейся Российской империей все лавры виктории, отдали бы ей земли вплоть до Вены и, естественно, сделали бы Стамбул столицей славянского братства! Англичане бы, плача, обнимали Троцкого, французы бы патронировали примирение Советов с Деникиным...
Чудесная, чудесная картина. Жаль только, что даже не смешная, а очень грустная.
В отличие от тех остолопов, которые в нее по-прежнему верят.
|
</> |