Мечтающие умереть в России распугали всех, кто хотел там жить
pora_valit — 29.12.2014 Заголовком поставил прекрасный комментарий под статьёй об уезжающих из России IT фирмах на ЦП.http://m.siliconrus.com/2014/12/immigro/
Сразу сделаю за ватников их работу и напишу "стандартный комментарий номер один":
Вот и хорошо, что они свалили, все равно они плохо делали %область деятельности свалившего% в России не нужны были и на западе никому не нужны будут, от себя не убегут, пусть валят унитазы мыть, в России воздух чище будет!
Потому, ватаны, не напрягайте пальчики и пожалейте базу данных ЖЖ, если хотите написать что-то вроде абзаца выше - просто напишите "стандартный комментарий номер один", все поймут вас, а теперь сама статья:
Итоги года: 8 интернет-компаний, покинувших Россию
ЦП продолжает подводить итоги 2014 года. Редакция собрала компании, эмигрировавшие из России, вспомнила, почему им пришлось переехать, и узнала, как они устроились в других странах. Среди бизнес-эмигрантов — Telegram, бывшая команда «Ленты.ру», Game Insight и другие компании.
Павел Дуров и команда Telegram
Куда: Европа
Почему: «страна несовместима с ведением бизнеса в интернете»
Павел Дуров, основатель социальной сети «ВКонтакте», мессенджера Telegram и один из бизнесменов, наиболее сильно повлиявших на развитие российской экономики по версии журнала «Генеральный директор», уехал из России в апреле, сразу после того, как уволился из «ВКонтакте». По мнению Дурова, «страна стала несовместима с ведением бизнеса в интернете».
В 2013 году на фоне обысков в офисе и квартире, уголовном преследовании и продаже 48% акций «ВКонтакте» фонду UCP Дуров зарегистрировал в Америке компанию Digital Fortress. Сначала её представили как облачный хостинг для проектов, получивших грант в рамках программы StartFellows, на базе её мощностей стали тестировать разработанный братом Дурова Николаем протокол передачи данных MTProto, впоследствии эксперимент оказался мессенджером Telegram.
Дуров считал продажу акций UCP незаконной, тогда он владел 12% социальной сети и управлял 39,9% долей, принадлежащей Mail.Ru Group. Год медиа смаковали конфликт между акционерами, а в январе 2014 основатель соцсети продал свою долю. «То, чем владеете вы, рано или поздно начинает владеть вами», — прокомментировал сделку Дуров. Он сказал, что никуда не уходит, должен беречь и защищать «ВКонтакте». После он расскажет, что долей пришлось пожертвовать в том числе из-за давления ФСБ.
О том, что Дуров покидает «ВКонтакте» и Россию, начали говорить ещё в январе, 1 апреля он объявил об уходе с поста генерального директора, объяснив, что после весны 2013 года «свобода в управлении компанией значительно сократилась», и сложнее стало отстаивать заложенные во «ВКонтакте» принципы. Через два дня Дуров назвал это первоапрельской шуткой, а отставку в такой непростой момент — предательством.
Прошло ещё пять дней, и Дуров подал в суд на UCP — чтобы доказать, что фонд не имеет права на долю «ВКонтакте» (согласно уставу компании, у текущих акционеров есть приоритетное право покупки акций при любых продажах, и Дуров не получал предложение о покупке). UCP подали в суд на Дурова — считали Telegram собственностью «ВКонтакте» и требовали возместить ущерб и недополученную выгоду. По данным UCP, разработчики мессенджера сидели на шестом этаже офиса «ВКонтакте», получали зарплату и использовали оборудование компании.
21 апреля совет директоров принял отставку Дурова — «ВКонтакте» утверждали, что он не отозвал своё первоапрельское заявление, Дуров говорил, что «отзыв был оформлен "не по всем правилам"». К этому моменту предприниматель уже уехал из России. На странице в Facebook он искал «новый дом» для себя и своей команды из 12 разработчиков и уточнил, что временный штаб компании находился в центральной Европе. Ранее команда Telegram писала, что работает в Берлине.
Судебная эпопея закончилась осенью — доля UCP перешла к Mail.Ru Group, и фонд фактически и юридически вернул Telegram Павлу Дурову. Где сейчас находится Павел Дуров и команда Telegram — неизвестно. Он недавно возвращался в Россию, но только чтобы продать принадлежавшие ему дата-центры.
Planner 5D
Куда: Литва
Почему: «выход на европейский рынок, позиционирование для западных инвесторов как европейской компании»
Стартап для моделирования интерьеров Planner 5D перебрался в Литву этим летом. Основатели не ссылались на серьёзные политические или экономические мотивы, обстановку для стартапов в России называли благоприятной — переезжали, чтобы выйти на западные рынки. «Проникнуть на них из Европы гораздо проще, чем из России, поскольку оттуда невозможно напрямую взаимодействовать с партнерами», — рассказал сооснователь компании Алексей Шереметьев.
С российскими магазинами трудно было найти контакт. «Им объясняешь: вот планировщик, вот два миллиона пользователей, ваша целевая аудитория, они хотят купить мебель, давайте попробуем сделать что-то вместе, не пожалеете. А они отвечают: “Вы с кем-нибудь другим попробуйте, а мы посмотрим на результат и решим, работать с вами или нет”. Европейцы сами писали нам письма: “Мы видим, что у вас пока нет партнеров, давайте мы будем первыми?” А наши боятся быть первыми», — рассказал «Слону» Шереметьев.
К переезду россияне составляли 25% пользователей Planner 5D, еще 15% — жители США, и 10% — Бразилии. Литва привлекла их своим климатом, близостью к России, общим комфортом жизни и юрисдикцией Евросоюза.
«Ранее мы фокусировались главным образом на российском рынке, поэтому важно находиться неподалеку. Кроме того, Литва входит в Евросоюз, отсюда можно легко путешествовать в другие европейские страны. Еще один плюс — многие жители Вильнюса говорят по-русски, что очень удобно, поскольку не все члены нашей команды знают английский», — пояснил он.
«Переезд не так сложен, как кажется. Открыть компанию не сложно, — рассказал ЦП предприниматель, — На этом основании оформляется вид на жительство. Для сотрудников есть разные варианты оформления. Аренда жилья никакой проблемы не составляет. Тем более цены ниже, чем в Москве». Ожидания от переезда, по словам Алексея, оправдались — команда «встречалась с большим количеством европейских фондов, потенциальных партнёров, посещала различные мероприятия».
Wakie
Куда: США
Почему: «позиционирование глобального стартапа»
Основатель «Будиста» Грачик Аджамян переехал в Америку в этом сентябре. «США — лучшая страна для позиционирования глобального стартапа. В Индии, Бразилии или Франции люди с интересом будут изучать новый крутой проект из США», — объяснил свой выбор предприниматель. Международный аналог «Будиста» Wakie запустили сразу же после переезда. Команда осталась в России, и перевозить её Грачик не собирается, они созваниваются раз в неделю.
«У меня есть задача поднять американские инвестиции. Эта задача нерешаемая, если ты не переехал сюда. — добавляет предприниматель, — Фонды здесь очень местечково мыслят, инвестируют на расстоянии вытянутой руки и в людей, которых хорошо понимают. Ты должен стать местным. Тебя должны рекомендовать уважаемые люди. Иначе никак».
В интервью ЦП Грачик отмечал, что сервис с той же аудиторией как «Будист» в Америке зарабатывал бы гораздо больше — телефония в Штатах стоит в 5-10 раз дешевле.
Переездом предприниматель доволен: «Сейчас я понимаю только то, что я слишком поздно это сделал. Главная польза от моего переезда еще впереди». Пока у него обычная туристическая виза, но он планирует получить О1 — рабочую визу для людей с выдающимися способностями. Грачик живёт у друзей, арендует машину и ездит на встречи с инвесторами — компания готовит третий раунд инвестиций. «Никаких проблем нет, надо просто приехать и разбираться на месте».
Meduza (lenta.ru)
Куда: Латвия
Почему: «ряд текущих, политических прежде всего, причин»
12 марта владелец «Ленты.ру» Александр Мамут уволил главного редактора издания Галину Тимченко. Редакция сочла это цензурой и ушла вслед за ней. Через месяц бывший директор по продуктам «Афиши» Илья Красильщик написал в Facebook, что придумал «классное медиа» — «редакция должна сидеть не в России, а деньги должны быть от нескольких человек (от одного плохо)», через 15 минут после публикации Красильщику позвонил бывший руководитель отдела специальных корреспондентов «Ленты» Иван Колпаков.
«Сигнал в космос без особой надежды на ответ» получила бывшая команда «Ленты», вместе они решили делать русскоязычное медиа из Европы, которое бы предоставляло «информационный прожиточный минимум» для россиян.
«Редакция в Латвии — вынужденный выбор, на который мы идем по ряду текущих, политических прежде всего, причин. Никто из нас не мечтал о скорой эмиграции, — рассказал Иван Колпаков в интервью Forbes, — Рижская редакция — это люди, от которых зависит ежедневное, ежечасное издание проекта, это надежно защищенное производство — туда нельзя прийти и устроить маски-шоу».
Европейскую страну выбирали очень тщательно, учитывали налоги, миграционное законодательство, цены, часовой пояс. «В Латвии все удивительно прозрачно, просто и очень дешево. И в смысле аренды, и в смысле уровня жизни», — объясняла Галина Тимченко.
В рижской редакции работают около 20 человек, не все они бывшие сотрудники «Ленты», и только один из них гражданин Латвии. В Москве остались спецкоры и коммерческая служба. Meduza получила лицензию СМИ в июне, выпуск начали в октябре. Зарегистрировать компанию и нанять на работу россиян компании помогла местная юридическая фирма, всё это заняло около трёх месяцев.
«Это вынужденные издержки. Мы не диссиденты, мы просто не любим компромиссы в том, что касается нашей профессии. — объясняет Красильщик, — У нас нет никаких иллюзий относительно Латвии — там тоже куча собственных проблем. Просто так вышло, что в Латвии сейчас можно сделать независимое русскоязычное издание, а в России нет».
Game Insight
Куда: Литва
Почему: «ярлычок “Россия”» мешал развиваться бизнесу на международном рынке
«Из-за ярлычка “Россия” мы, к сожалению, довольно сильно теряем в стоимости Game Insight. Это происходит как по объективным причинам, связанным с ведением бизнеса в стране, так и из-за явных предрассудков», — рассказала в мае Алиса Чумаченко, основатель и генеральный директор Game Insight.
К моменту переезда в Вильнюс Game Insight — тогда ведущий российский игровой разработчик — уже был мировой компанией, на российский рынок приходилось только 10% выручки, на европейский — 26%, но, по словам Алисы Чумаченко, в глазах потенциальных инвесторов и частных фондов штаб-квартира в Москве всё равно значила большие риски.
Среди других причин переезда Алиса Чумаченко назвала экономию компании на командировках в штаб-квартиры Apple, Google, Facebook, Amazon и зарплате сотрудников, комфорт и экологию. Офис в Москве не закрыли — он отвечает за поддержку и продвижение игр на местном рынке.
«Пожалуй, единственный минус переезда в Литву — более высокие налоги, но эта разница не настолько велика, когда компания ведет полностью «белый» бизнес в России», — отметила Алиса Чумаченко.
KOWN
Куда: Болгария
Почему: «неадекватность российских инвесторов»
«Мы никуда не хотели переезжать, мы хотели развиваться в Москве и поэтому активно старались сотрудничать и с фондом ФРИИ, и с Moscow Seedfund, и с АСИ, и с многими московскими ангелами и венчурными инвесторами», — написал создатель платформы для инвестиций в стартапы KOWN Александр Дресен.
Дресен утверждает, что сначала подал заявку в акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ это отрицает), её отклонили, идею украли и создали клон его проекта — StartTrack. ФРИИ отнял у Дресена, по его собственным подсчётам, 92 часа. Ещё 11 ушло на общение с венчурными инвесторами, ещё 4 часа отнял «фееричный фондик с пропиаренным основателем» Genezis Capital.
На Sol Ventures Дресен потратил 49 часов — после того, как инвестор предположил, что название KOWN не подходит для выхода на западный рынок, Дресен отказался от дальнейшего сотрудничества. После бесцельно потраченных 156 часов предприниматель стал искать инвесторов в Европе — и нашёл через две недели. Вместе с командой проект переехал в столицу Болгарии Софию — с «комфортными условиями труда и проживания».
«Мы были вынуждены переехать в Европу, потому что все разговоры “о деофшоризации проектов”, “о поддержке отечественной стартап-экосистемы” не имеют никакого отношения к реальности. — пояснил Александр Дресен — В России крайне не хватает инвесторов “с яйцами”, которые могут принимать решения и готовы поверить в то, что люди на самом деле создают нечто новое и крутое. Сейчас московская команда строит платформу инвесторов для Европы с поддержкой Евросоюза, хотя могла бы это делать для России, которой, по моему мнению, наш проект нужнее, чем Западу».
GetIntent
Куда: США
Почему: ожидание кризиса российской экономики
Рекламная платформа с технологиями «самообслуживания» GetIntent работала в Москве в течение двух лет, «дела шли неплохо», проект получил $400 тысяч инвестиций. Но этим летом основатели почувствовали надвигающийся экономический кризис и решили обратить внимание на мировой рынок. В своих силах были уверены. «У нас была действительно сильная команда разработчиков и мощная технологическая платформа», — пояснил сооснователь GetIntent Владимир Климонтович в колонке на ЦП.
«По-моему, лучший способ что-нибудь сделать — это нырнуть в дело с головой, поэтому в июле 2014 года я купил билет в один конец и отправился в Нью-Йорк. США мы выбрали не случайно: это самый большой рынок интернет-рекламы, а Нью-Йорк — столица этой отрасли», — рассказал предприниматель.
Работают они в нью-йоркском коворкинге. Все юридические, бухгалтерские вопросы регистрации юридического лица, управление налогами, страховками сотрудников и рекрутинг GetIntent делегировала местным компаниям, а также наняла американского консультанта по продажам. «Мы очень пожалели, что не сделали это с самого начала, потому что рынок в США сильно отличается от российского: внешняя помощь с позиционированием продукта, стратегией продаж и наймом не помешает», — добавил Климонтович.
«Через три месяца мы стали зарабатывать в США больше, чем в России. В ноябре GetIntent вышел в плюс. Поэтому мы решили и дальше развивать западный офис: фокусировать позиционирование, искать директора по продажам», — подвёл итоги переезда предприниматель.
Luxoft
Куда: Восточноевропейские страны
Почему: реакция инвесторов на украинский кризис
Крупный разработчик программного обеспечения на заказ — Luxoft, входящий в российскую группу ИТ-компаний IBS, начал «эвакуировать» своих сотрудников из России и Украины в офисы Восточной Европы в мае.
В течение двух лет Luxoft перевезёт не менее 500 разработчиков в представительства в Польше, Румынии и Болгарии. Всего у компании 1900 сотрудников в России и ещё 2 700 — на Украине. Все расходы по переезду — а это, по подсчётам компании, обойдётся в миллионы долларов — Luxoft возьмёт на себя.
С начала года акции Luxoft подешевели на 20%, по мнению компании, это реакция инвесторов на события на Украине. «Надо просто пережить эту ситуацию, чтобы все успокоилось», — подчеркнул гендиректор Luxoft Дмитрий Лощинин в интервью «Ведомостям».
|
</> |