Майдан здобул, майдан может уходить
gazeta_2000 — 30.05.2014Фото Ильи Варламова
Мария БЕЗЧАСТНАЯ
Сейчас трудно представить, что евромайдан в Киеве начался с того, что журналист Мустафа Найем призывал в соцсетях всех неравнодушных брать с собой зонтики, термосы с чаем и кофе и мирно протестовать против того, что тогдашняя власть решила повременить с подписанием договора об ассоциации с ЕС. За эти месяцы страна изменилась до неузнаваемости, и, отражая эти процессы, изменился и сам майдан. Уже давно он превратился в город в городе или даже государство в государстве, вроде Свободного города Христиании в Копенгагене.
Естественно, многих киевлян такое соседство не устраивает. Улицы и проходы во дворы перекрыты баррикадами, по центру ходят сомнительные элементы; антисанитария, да и просто все это скопление палаток, полевых кухонь и отставных сотников в камуфляже и с дубинками выглядит не эстетично, тем более в европейской столице. Но еще недавно говорить об этом было стыдно, зазорно и вообще опасно для реноме настоящего патриота. За слова о том, что на майдане одни маргиналы, можно было запросто прослыть «колорадом» и «ватником». Какие маргиналы – ведь там герои, которым слава, которые «выбороли» в кровавой борьбе нашу и вашу свободу!
Но вот прошли президентские выборы, Петр Порошенко победил в первом туре, а мэром Киева избрали его соратника Виталия Кличко. И Виталий Владимирович сразу после выборов заявил: «Я уверен, что ключевая задача майдана выполнена. На сегодняшний день мы избавились от диктатора, произведена люстрация власти... Я уверен, что баррикады на сегодняшний день исполнили свою функцию, и они должны быть разобраны. Город Киев постепенно должен возвращаться к нормальной жизни…» (ZN.ua) Но вот загвоздка, майданные жители с Виталием Кличко не согласились и ответили, что будут стоять в центре Киева, пока не удостоверятся, что новая власть будет неукоснительно исполнять заветы майдана.
И тут вдруг оказалось, что на майдане Незалежности действительно остались одни маргиналы, об этом «твитнула» даже «Украинская правда». Как говорится, внезапно. Как по мановению волшебной палочки все крупнейшие каналы за одну ночь сменили риторику, и те, кто еще вчера выпускал бодрые сюжеты о единстве и казацком духе жизни на майдане, теперь с укором рассказывают, как вчерашние активисты не хотят ехать домой, что настоящие патриоты давно отправились защищать восток страны, и вообще, нагромождение баррикад и палаток не к лицу европейской столице. С последним трудно поспорить, но получается, что еще неделю назад баррикады были великим напоминанием о революции, а теперь стали уродливым образованием, которое портит облик города?
Показательно, насколько единодушным стало мнение СМИ и политологов. Вот, к примеру, сюжет ТСН от 26 мая.
«Для многих все это способ жизни», – укоризненно говорит ведущая. Акцент в ролике явно на том, что на майдане остались одни бездельники, которые не хотят ехать домой. «Это некрасиво и некультурно», – говорит активист из Азербайджана. «Некрасивый и некультурный поступок зафиксировала и наша камера, – включается репортер. – Сотники забирают деньги из коробки с пожертвованиями и только потом заносят ее в свою палатку». Непонятно, что в этом так шокировало журналистов, они не подозревали, что деньги активисты майдана забирают себе? Так вроде этого никто не скрывает – на ящиках так и написано: «На нужды майдана». Или эти нужды заключаются в поддержке демократии по всему миру, а не в сигаретах и бутербродах? Далее в сюжете синхроны с киевлянами. «Это ужас, я тут работаю, но сейчас здесь свалка», – говорит девушка. То, что свалка здесь уже несколько месяцев, никого не волнует, проблемой она стала только сейчас.
Не отстает от тенденции и «Интер», который очень хочет реабилитироваться за «неправильное» освещение событий. Сюжет от 28 мая озаглавлен «Майдановцы не хотят освобождать Киевсовет для Кличко». Для начала рассказывают, что после президентских выборов здесь мало что изменилось. «Точно так же тут дежурят, ведут разговоры о политике. Напротив Дома профсоюзов бойцы сушат белье, готовят еду и даже огородик засадили», – осуждает автор сюжета.
Фото Ильи Варламова
Огородик, кстати, не угодил и журналисту и соратнику Леси Оробець Вахтангу Кипиани. В передаче канала TVi «Окрема думка» он заявил, что «майдан становится пристанищем людей, которым нечего делать. Лучок и укропчик – это унизительно для памяти людей, которые там погибли. «Блюзнирство» (оставим на языке оригинала. – Авт.) – держать там эти бутафорские ограждения».
Напомним, что огород на майдане появился как минимум 26 марта, по крайней мере именно тогда об этом написали украинские СМИ (Корреспондент). Но тогда новости о редиске и луке на месте трагических событий не вызывали ничего, кроме «мимими, как это мило», в таком духе и подавались. Теперь же оказалось, что огород оскорбляет память.
Но вернемся к «Интеру». После интервью с майдановцами, которые вредничают и не хотят расходиться, нам показывают нескольких автомобилистов, которые возмущаются пробками и заторами из-за перекрытых улиц. Да не может быть! А ведь раньше говорили, что баррикады в центре совсем не мешают движению и вообще можно сделать этот район пешеходным.
Подчеркивает необходимость разобраться с майданом и российский либеральный блогер и фотограф Илья Варламов. В своей записи от 26 мая «Плохой майдан» он фиксирует грязь, разрушения и общую неприглядность площади (Эхо Москвы). «Это я рассказываю не потому, что приехал специально искать ужасы на майдане, дабы его дискредитировать, – пишет он. – Просто сейчас уже ничего искать не надо. То, о чем рассказывали репортажи российских госканалов полгода назад про пьяных, бомжей, антисанитарию и т. д., сейчас воплотилось в жизнь. С майдана ушли все, кто стоял там осмысленно. Теперь в палатках живут несколько сотен человек, в основном те, кому идти некуда, или кто не хочет возвращаться домой. По моим впечатлениям, киевляне ужасно устали от всего, особенно местные жители». Вот до выборов президента киевляне не устали, а тут вдруг накопившаяся усталость прорвалась наружу. Для сравнения посмотрите пост того же Варламова от 23 февраля, где фото майдана практически такие же, вот только подписи все сплошь в романтически-патриотическом духе (Эхо Москвы).
Сюжет ICTV от 28 мая не так негативен, но общее настроение примерно такое же. «Майдан реорганизуют, потому что сейчас он выглядит недостойным памяти погибших героев», – говорит диктор. Далее зрителям рассказывают, что матери давно зовут активистов домой, но они ехать не спешат. Синхроны киевлян более красноречивы. «Я считаю, что нужно попробовать легитимно разогнать майдан, но без кровопролития», – советует молодой человек. «Убрали Януковича, дальше нет смысла…» – застенчиво говорит девушка.
Все дело только в том, чтобы убрать Януковича? Кто помнит, как 23 февраля активисты майдана останавливали машины Арсения Яценюка и Юлии Тимошенко и требовали, чтобы они не забывали, кто привел их к власти. «Нас немного задело, как вы сюда заезжали. Мы хотим построить новую Украину, где не будет блатных», – горячился революционер. «Конечно, конечно», – оправдывался г-н Яценюк, а Юлия Тимошенко несколько раз сердечно заверила, что «для нее это самое главное», и прокричала «Героям слава!» (Эхо Москвы).
Зато теперь одесский художник Александр Ройтбурд (кстати, тот, с чьей легкой руки разлетелась новость, что в одесском Доме профсоюзов погибли одни граждане Приднестровья и РФ) объясняет, что майдан, оказывается, стоял не против «блатных», то есть олигархов. «А не надо нам на новый майдан, – написал на своей страничке в Фейсбуке представитель интеллектуальной элиты. – А не против олигархов мы стояли. Стояли мы против криминальной диктатуры. Стояли против предательства национальных интересов. Стояли за цивилизационный выбор… И в условиях устанавливавшейся диктатуры семьи возврат к балансу интересов олигархических кланов был одной из негласных целей майдана».
Даже политики, которые пришли к власти благодаря майдану, от него теперь открещиваются. Андрей Ильенко из «Свободы» в эфире «Свободы слова» на ICTV прямо заявил: «На сегодняшний день на майдане ни членов нашей партии, ни сторонников нет… Я не могу оценивать, какие там люди. Очевидно, часть прошла майдан, определенный процент пришел позже. Мне не совсем понятна цель их пребывания там». Впрочем, дальше Ильенко добавил, что, несмотря на это, силой выгонять людей не нужно и он готов «терпеть», пока они сами не решат уйти.
А помнит кто-то, как Юлия Тимошенко, только вышедшая из колонии, на инвалидной каталке со сцены вещала, что майдан не разойдется никогда и будет контролировать политиков? Или всеми ныне любимый радикал Олег Ляшко говорил, что «люди стояли на Майдане не для того, чтобы на смену донецкому клану пришел клан Тимошенко или клан Порошенко. Поэтому майдан не разойдется, как бы политики ни добивались этого. И рано или поздно устроит новую революцию» (Коммерсант). Но выходит, стоял майдан именно для того, чтобы к власти пришел клан Порошенко, иначе чем объяснить, что после выборов за одну ночь майдан оказался не нужен ни политикам, ни политологам, ни СМИ, которые еще вчера его славили и призывали не расходится?
Фото Ильи Варламова
А как же политические требования майдана – люстрация, смена системы власти? А вот так: это невыполнимые условия. Ведь так сказал политолог Тарас Березовец. При Януковиче, значит, были выполнимые, а теперь уже нет, прогресс налицо.
«Майдан в Киеве рискует превратиться в симбиоз махновской республики и союз клошаров Крещатика. Невыполнимые политические условия (люстрация, создание территориальной громады Киева, сохранение баррикад) – по сути попытка рэкета киевлян и нового мэра. Задача Кличко это немедленно прекратить. Это первый тест на его профпригодность. Иначе город ждет неминуемый транспортный и управленческий коллапс», – заявил политолог. Александра Попова, перед которым в свое время стояла такая же задача, ныне вчерашние повстанцы обливают йодом и водой, зато для Виталия Кличко это тест на профпригодность. Что здесь скажешь? Разве что «Здобули!».
|
</> |