Маятник качнулся в другую сторону

Этот текст был написан месяц назад для журнала "Солдаты России" http://www.soldatru.ru/, редактируемого Владом Шурыгиным
![Маятник качнулся в другую сторону [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=89.2)
Дарья Митина
Маятник качнулся в другую сторону
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что политическая ситуация в стране после 4 декабря резко изменилась - налицо, с одной стороны, кризис доверия к власти, укравшей голоса, с другой - подъем протестного движения (в основном в крупных городах), которое впервые за долгое время не исчерпывается политическими активистами и традиционными протестными группами, а охватывает широкие слои неполитизированного населения. Я не люблю выражений типа «сетевые хомячки», «офисный планктон» и т.п. - они отдают снобизмом, но то, что десятки тысяч людей вышли на улицы, может быть , впервые за 20 лет, а кто-то и впервые в жизни - факт.
Наверняка не все, выходящие протестовать на улицы, понимают, что всероссийский обман 4 декабря - мягко говоря, не первый за время постсоветского двадцатилетия, а причина его кроется в самой природе российской власти, о чем левые говорят все эти двадцать лет. В отличие от наших аполитичных сограждан, как бы встряхнувшихся от долгой спячки, для нас ситуация практически не изменилась - мы выступали и выступаем не за абстрактные и фиктивные буржуазные свободы, а за кардинальную смену социальной и экономической системы, демонтаж порочного государственного устройства, без которых любые лозунги вышедших на Болотную площадь останутся пустым сотрясением воздуха. Мы понимаем, что главным и ключевым требованием протестующих должны быть не прозрачные урны и не видеокамеры в каждой юрте или чуме, а создание условий, при которых обман невозможен - подлинная демократия и реальное народовластие. Власть, написавшая избирательные законы под себя таким образом, что любой кандидат от власти обречён на победу (будь то Путин с достаточно высоким собственным рейтингом, Медведев с мизерным рейтингом, лошадь или свинья, в случае, если ЦИК их зарегистрирует кандидатами), пытаясь переложить вину с больной головы на здоровую, намеренно подменяет понятия, запудривая мозги людям, смешивая понятия «нечестные выборы» и «сфальсифицированные результаты», фабрикует фальшивые сайты, вбрасывает провокационные ролики, запугивает, угрожает, брызгает слюной. Она пугает, а нам не страшно. Коммунисты говорят о нечестных выборах (попрошу заметить и впредь не передергивать - не о фальсификации итогов, а о НЕЧЕСТНЫХ ВЫБОРАХ) 10 лет. И будут протестовать не неделю, а месяц, полгода, год, пять лет - ровно столько, сколько понадобится. До тех пор, пока ситуация не изменится. Нам, в отличие от власть предержащих, торопиться некуда - время работает на нас. Это у них цейтнот, у нас его нет.
К сожалению, в огромном большинстве своем люди деморализованы и дезориентированы десятилетиями телезомбирования и промывки мозгов, иезуитской кремлевской пропагандой, изощренной демагогией власти. Результатом такой лоботомии стало колоссальное недоверие людей к любым политикам, партиям, названиям и лозунгам. Власть создает бесконечные симулякры в виде карманной Думы, бутафорской Общественной палаты, подконтрольных профсоюзов, спойлерских партий-обманок, непонятно кого представляющих «Лиг избирателей» и так далее. Авторитета левых, заработанного ими в течение двух десятилетий борьбы, их мобилизационного потенциала явно не хватит, чтобы самостоятельно переломить ситуацию в свою пользу.
В этой связи мне странно слышать непонятно откуда взявшиеся доводы о том, что, мол, на улицы выходят не те люди, ведомые не теми людьми, и вообще неправильные пчелы делают неправильный мёд, который мы, левые, социалисты и коммунисты, ни в коем случае не должны есть.
Аргументация наших оппонентов обычно сводится к сакраментальному вопросу «А не зазорно ли вам сидеть в президиумах и выступать на митингах с либералами (националистами, Немцовым, Поткиным, Ксюшей Собчак - нужное подчеркнуть)?» Когда это несётся с экрана и из прокремлевских блогов, когда такие вопросы задают представители кремлевской клиентелы, здесь все ясно - их задача дезориентировать людей, рассказать протухший и не очень остроумный миф об оранжистской угрозе, существующей в воспаленном мозгу тех, кому есть что терять в результате революции. Но когда эту наживку заглатывают наши единомышленники, мне, откровенно говоря, непонятно. Левые как выступали 20 лет против власти, так и выступают - у них есть своя, социалистическая повестка дня, свои цели и требования, свои лозунги и лидеры, устоявшиеся политические и гражданские структуры, огромный спектр контактов и взаимоотношений, сложившихся за эти годы. Разумеется, мы видим, как протухшие байки из склепа - «герои» 90-х, отстраненные путинской командой от дележа пирога и лелеющие мечту к пирогу вернуться, фрики и лузеры либеральной волны, четыре экс-вице-премьера, которым дискомфортно без былой власти и ресурсов, пытаются проехаться на спинах митингующих, подмять под себя людскую массу, воспользоваться общественным подъемом из реваншистских устремлений. Да вот преувеличивать опасность либеральных клоунов не стоит - народ их не принимает, освистывает, 90-е помнят все, желающих повторить мало. В регионах протестная масса совершенно не совпадает с московской или питерской картинкой - там митинги проходят под красными флагами. Так что повышенная концентрация либеральных паразитов-прилипал - это чисто столичный феномен, который не должен заслонять социальной сути протестов. Это совершенно не значит, что опасности либерально-компрадорского реванша нет - есть, и еще какой. Только вот носителями его выступят не немцовы-шендеровичи, а прозападная часть элиты, царапающаяся с членами кооператива «Озеро» за рубильник нефтяной трубы и газопровода. Господа, представляющие опасность для страны, не по улицам с Удальцовым бегают, а в Кремле и Белом Доме сидят, крупные компании возглавляют.
Безусловно, тошнотно видеть рядом физиономии разрушителей твоей страны, а с другой стороны, понятная и объяснимая брезгливость не должна стать контрпродуктивной: левые и представители гражданских движений не могут и не должны оставить людей наедине с демагогами, реваншистами, национал-популистами - это было бы непозволительной глупостью. Собираться маленькой, но зато своей колонной идеологически близких и приятных тебе людей в обычное время нормально, а в сегодняшней ситуации - сектантство, чреватое потерей инициативы и общим проигрышем.
Навязываемая властью и буржуазными СМИ дилемма «Помочь Путину придушить либералов или помочь либералам сковырнуть Путина?» - это чистая демагогия, ложный выбор, которого для нас не существует. Политические партии и движения существуют для того, чтобы завоевывать власть для реализации СВОЕЙ программы, СВОИХ лозунгов, мобилизации своих сторонников, для того, чтобы нейтральных и дезориентированных людей сделать своими союзниками. За полтора месяца приток новых людей в Левый Фронт увеличился втрое против обычного - люди смотрят, разбираются, выбирают. Мой прогноз - временный политический симбиоз разнородных и разнонаправленных политических сил просуществует недолго, ибо носит чисто тактический характер. Как только речь пойдет не об электоральной буржуазной процедуре, а о национализации, деприватизации, возвращении народу украденного, механизмах реального, а не бутафорского народовластия, либеральных кадавров и националистических недофюреров с митингов как корова языком слижет - вчерашние попутчики станут непримиримыми врагами.
Абсолютная разнородность сил, выходящих на улицу, политическая пестрота протестующих должна стать для власти сигналом того, что в Датском королевстве все настолько неблагополучно, что почивать на лаврах и делать вид, что бухтят лишь отдельные группки проплаченных Госдепом париев, уже неубедительно и крайне неразумно. Когда много лет подряд на улицу выходили в основном левые, власть говорила, что радикалы-маргиналы-бомбисты-террористы раскачивают лодку. Если бы сейчас левые ушли с улиц ради мнимой, фальшивой, но так милой сердцу кремлевских властителей стабильности для 5% населения и оставили бы людей наедине с либеральными компрадорами, гораздо больше было бы оснований говорить об «оранжевом сценарии». Совершенно очевидно, что так называемый «оранжевый сценарий» - кремлевская пугалка для лохов. В нынешней российской ситуации куда более вероятным представляется сценарий перехвата власти узкой группой либеральной элиты, опирающейся на некоторых высших чиновников и тесно интегрированные во власть национальные финансово-промышленные группы. Другими словами, активное участие в протестном движении левых - гарантия того, что сценарий перехвата власти будет осуществить как минимум гораздо труднее. Вариант, когда протестным подъемом воспользуется какая-либо часть «коллективного Путина» типа симулякра-обманки Прохорова, или какой-нибудь залётный квазифюрер типа Навального, при условии доминирования левых в движении не пройдет.
Есть и ещё одно соображение в пользу ситуативного объединения разномастной оппозиции на улице. Многолетняя практика показывает, что власть относится к левым протестантам как к быдлу и людям второго сорта, в отношении которых возможен любой силовой и правовой беспредел. Во время политического кризиса и эскалации напряжения власть легко может пойти на применение силы (память у нас хорошая, и 1993 год мы ещё не забыли). Наличие в рядах демонстрантов всевозможной писательствующей богемы и собчаковских дочурок в «п….ых шубах» слегка снизит избивательно-сажательный угар репрессивного аппарата. Почему-то в нашей Рассеюшке считается, что держать на нарах внука ректора МГУ Удальцова - это нормально и желательно, а какого-нибудь Парфёнова или Акунина на 15 суток сажать не моги, и бить их дубинкой по рёбрам тоже чревато. Что касается наличия в рядах протестующих националистов, то всем нам памятны беспрецедентные события на Манежке, когда высший милицейский чин Москвы едва ли не в мокрых штанах и поджатыми коленками разговаривал с амбалом в маске - националисты для наших держиморд пока ещё непознанная «вещь в себе», от которой непонятно, чего ожидать. Короче говоря, чем пестрее будет состав недовольных, тем больше вероятность, что кровь не прольется - уверена, такого варианта развития событий не хочет никто, и мы в первую очередь.
Я уже довольно много внимания уделила уличному протесту и пока ничего не сказала о политическом самоопределении левых, их месте в структурирующемся гражданском движении. Собственно, учрежденное в жаркие зимние деньки Гражданское Движение воспроизводит модель протопарламента, в котором политические курии сплавлены с широким спектром социальных и гражданских движений. Левые настояли на том, чтобы социальные и гражданские движения были представлены как можно полнее, ибо именно они - источник социальной энергетики и залог успеха. С одной стороны, они не имеют формального отношения к узкополитическим структурам, а с другой стороны представляют собой не аполитичную массу, а состоят из людей, осознающих свои социальные интересы и готовые их защищать. ГД - не политический союз, не коалиция, не новая партия, а оформленная площадка для диалога, инструмент для артикулирования как общих, так и различных требований. Задумывалось оно ещё и как возможный субъект переговоров с властью, буде они состоятся, но левые едины в убеждении, что никаких переговоров не будет - власть никогда не пойдет на разговор с реальным обществом, а предпочтет ни к чему не обязывающие посиделки с лицедеями и клоунами, создавая бутафорские «Лиги избирателей» из людей, не представляющих никого, кроме себя.
На фоне тотального предвыборного психоза последнего месяца бесспорно одно: адекватнее всего ситуацию оценивают функционеры партии власти, потому что они видят процесс изнутри и прекрасно понимают, что их время ушло и работает против них - маятник качнулся в другую сторону. Разговаривала на днях с руководителем Единой России одного из административных округов Москвы. Обсуждали путинг 23 февраля в Лужниках. Единоросс говорит: «Привез своих, сели компактно. При появлении кандидата номер один начались возгласы, аплодисменты. В нашем секторе никто не кричал и не хлопал, все спокойно сидели на местах. Может, это фонограмма была?...»
Бурную дискуссию вызвало подписанное Левым Фронтом - авангардом левого сегмента оппозиции - соглашение с кандидатом в Президенты Зюгановым. Однако все вопросы снимаются, если внимательно прочитать текст соглашения. ЛФ предложил обоим условно левым кандидатам, Зюганову и Миронову, гарантировать ряд политических преобразований в случае своей победы. Первым готовность подписать такое соглашение выразил Зюганов. Иными словами, аналогичный документ Левый Фронт мог подписать и с Мироновым, и с Жириновским, если бы они выразили такое желание. Что касается лично моей позиции, то я считаю, что основная задача оппозиции 4 марта - обеспечить проведение второго тура выборов, максимально сократив разрыв между первым и вторым претендентами. Если разница в процентах будет небольшой, то власть будет вынуждена спуститься с облаков и эмпиреев на землю, пойти на диалог с обществом, на какие-то уступки. Зюганов - наиболее вероятный претендент на выход во второй тур, при всех имеющихся и понятных «но» более приемлемый для левых по сравнению с другими кандидатами, и голосовать нужно за него. В данной ситуации любая форма бойкота или уклонения от голосования - это в чистом виде складывание голосов в путинскую корзинку.
|
</> |