Матушка Анненкова: "Звезда пленительного счастья" (1975)
nash_dvor — 03.07.2021В фильме "Звезда пленительного счастья" самый странный и причудливый образ, талантливо сыгранный Татьяной Панковой - это барыня Анна Ивановна Анненкова, матушка Ивана Анненкова. Настоящая барыня старой закалки!
Поскольку в качестве одного из источников при создании фильма использовались мемуары Жанетты-Полины Гёбль, то образ получился весьма близким к тому, какой Анна Ивановна была в реальной жизни. Более того, читая эти воспоминания, понимаешь, что - да, на экране она выглядит старой причудницей, взбалмошной барыней, но настоящая Анна Ивановна выкидывала коленца ещё похлеще!
Эдмон Пьер Мартен "Портрет Анны Ивановны Анненковой" I пол. 1820-х гг. Литературный музей Пушкинского дома, Спб
Единственная любимая дочь и наследница генерала Якоби, бывшего в своё время губернатором Иркутска, она привыкла к роскоши и правила своим маленьким двором как императрица. В фильме она постоянно в окружении свиты, и так оно и было в действительности. В её свите было полтораста человек! 14 официантов, 12 поваров, непосредственно при её особе - "до 40 избранных девушек и женщин разного возраста, которые поочередно должны были находиться в ее комнате".
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
[Примечание: негры или, как их тогда называли, мавры в Российской империи были в дефиците, в основном они служили при царском дворе, где, кстати, имели массу привилегий. Мало кто в России мог себе их позволить финансово. Присутствие чернокожей девушки, явно не крепостной, в свите у матушки Анненковой говорит о том, что она очень богата.]
.
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
.
Одевалась же Анна Ивановна так: "Перед нею стояло 6 девушек, кроме той, которая ее причесывала. На всех 6 девушках были надеты разные принадлежности туалета Анны Ивановны, она ничего не надевала без того, чтобы не было согрето предварительно животной теплотой. Для этого выбирались все красивые девушки от 16 до 20 лет, после 20 лет их назначали на другие должности. Даже место в карете, перед тем как ей выехать, согревалось тем же способом, и для этого в доме содержалась очень толстая немка, которая за полчаса до выезда садилась в карете на то место, которое потом должна была занять Анна Ивановна. Пока она выезжала, немка нагревала место в креслах, в которых Анна Ивановна всегда сидела".
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
В одном из эпизодов Полина является к Анне Ивановне просить её помочь сыну. На ней тёмное бархатное платье с кружевным воротником. Интересно, что похожее платье она упоминает: "Однажды, когда на мне было темное бархатное платье (к ней всегда надо было являться разодетою, как на бал), она нашла, что цвет платья очень шел ко мне".
А дальше происходит сцена, которая есть и в фильме. Правда, это уже более поздний эпизод и на экранной Полине другое платье: Анна Ивановна "приказала принести одну из шкатулок с бриллиантами и надела на меня не менее как тысяч на 100 вещей. Это был целый парюр из великолепных камэ, обложенных крупными бриллиантами, даже кушак был такой же". И потом, уже в Сибири, Иван Анненков, пошутил: "Ты напрасно не откланялась ей и не ушла со всеми этими бриллиантами".
Буквально играя с Полиной, как с куклой, Анна Ивановна всё пыталась её завлечь, не пустить в Сибирь. В ход шло всё - даже костюмированный бал, устроенный ради строптивой француженки. Для неё выбрали великолепный костюм и "надели на голову кружевной вуаль, который стоил 14 тысяч франков". Но разве этим утешишь?..
В любом случае, для Анны Ивановны это была сущая мелочь. "Одних платьев счетом было до 5 тысяч. Для них велась особенная книга, с приложением образчиков, по которым Анна Ивановна назначала, какое платье желала надеть. Два сундука были наполнены самыми редкими кружевами ценностью в 100 тысяч рублей. Целая комната была занята разными дорогими мехами, привезенными, как говорили, из Сибири. Анна Ивановна страшно любила наряжаться, забирала очень много по магазинам, особенно в английском, который был тогда в моде. <...> Когда ей нравились какие-нибудь материи, то покупала целыми кусками, чтобы у других не было подобных".
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
.
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
Ну потом... Полина всё-таки уехало, а "всё, что Анна Ивановна имела от своего отца, было ею прожито, все несметное ее богатство, все дорогие, драгоценные вещи, находившиеся в ее доме, все исчезло бесследно".
Отсюда