рейтинг блогов

Матушка Анненкова: "Звезда пленительного счастья" (1975)

топ 100 блогов nash_dvor03.07.2021 Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) _900 x 600.jpg

В фильме "Звезда пленительного счастья" самый странный и причудливый образ, талантливо сыгранный Татьяной Панковой - это барыня Анна Ивановна Анненкова, матушка Ивана Анненкова. Настоящая барыня старой закалки!


Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 1.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

Поскольку в качестве одного из источников при создании фильма использовались мемуары Жанетты-Полины Гёбль, то образ получился весьма близким к тому, какой Анна Ивановна была в реальной жизни. Более того, читая эти воспоминания, понимаешь, что - да, на экране она выглядит старой причудницей, взбалмошной барыней, но настоящая Анна Ивановна выкидывала коленца ещё похлеще!

8 мать декабриста Ивана Александровича ...Анненкова эк.jpg
Эдмон Пьер Мартен "Портрет Анны Ивановны Анненковой" I пол. 1820-х гг. Литературный музей Пушкинского дома, Спб

Единственная любимая дочь и наследница генерала Якоби, бывшего в своё время губернатором Иркутска, она привыкла к роскоши и правила своим маленьким двором как императрица. В фильме она постоянно в окружении свиты, и так оно и было в действительности. В её свите было полтораста человек! 14 официантов, 12 поваров, непосредственно при её особе - "до 40 избранных девушек и женщин разного возраста, которые поочередно должны были находиться в ее комнате".

Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 2.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

[Примечание: негры или, как их тогда называли, мавры в Российской империи были в дефиците, в основном они служили при царском дворе, где, кстати, имели массу привилегий. Мало кто в России мог себе их позволить финансово. Присутствие чернокожей девушки, явно не крепостной, в свите у матушки Анненковой говорит о том, что она очень богата.]
.
Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 7.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
.

"Она спала на кушетке, на которую расстилалось что-нибудь меховое, и покрывалась она каким-нибудь салопом или турецкою шалью. На ночь она не только не раздевалась, но совершала даже другой туалет, не менее парадный, как дневной, и с такими же церемониями. Надевался обыкновенно белый пеньюар, вышитый или с кружевами на шелковом цветном чехле, потом пышный чепчик с бантами, затем шелковые чулки, непременно телесного цвета, и белые башмаки, по тогдашней моде, с лентами, которые завязывались, а бантики тщательно расправлялись, как будто бы она ехала на какой-нибудь бал".

Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 3.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

Одевалась же Анна Ивановна так: "Перед нею стояло 6 девушек, кроме той, которая ее причесывала. На всех 6 девушках были надеты разные принадлежности туалета Анны Ивановны, она ничего не надевала без того, чтобы не было согрето предварительно животной теплотой. Для этого выбирались все красивые девушки от 16 до 20 лет, после 20 лет их назначали на другие должности. Даже место в карете, перед тем как ей выехать, согревалось тем же способом, и для этого в доме содержалась очень толстая немка, которая за полчаса до выезда садилась в карете на то место, которое потом должна была занять Анна Ивановна. Пока она выезжала, немка нагревала место в креслах, в которых Анна Ивановна всегда сидела".

Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 4.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

В одном из эпизодов Полина является к Анне Ивановне просить её помочь сыну. На ней тёмное бархатное платье с кружевным воротником. Интересно, что похожее платье она упоминает: "Однажды, когда на мне было темное бархатное платье (к ней всегда надо было являться разодетою, как на бал), она нашла, что цвет платья очень шел ко мне".

А дальше происходит сцена, которая есть и в фильме. Правда, это уже более поздний эпизод и на экранной Полине другое платье: Анна Ивановна "приказала принести одну из шкатулок с бриллиантами и надела на меня не менее как тысяч на 100 вещей. Это был целый парюр из великолепных камэ, обложенных крупными бриллиантами, даже кушак был такой же". И потом, уже в Сибири, Иван Анненков, пошутил: "Ты напрасно не откланялась ей и не ушла со всеми этими бриллиантами".

Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 5.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

Буквально играя с Полиной, как с куклой, Анна Ивановна всё пыталась её завлечь, не пустить в Сибирь. В ход шло всё - даже костюмированный бал, устроенный ради строптивой француженки. Для неё выбрали великолепный костюм и "надели на голову кружевной вуаль, который стоил 14 тысяч франков". Но разве этим утешишь?..

В любом случае, для Анны Ивановны это была сущая мелочь. "Одних платьев счетом было до 5 тысяч. Для них велась особенная книга, с приложением образчиков, по которым Анна Ивановна назначала, какое платье желала надеть. Два сундука были наполнены самыми редкими кружевами ценностью в 100 тысяч рублей. Целая комната была занята разными дорогими мехами, привезенными, как говорили, из Сибири. Анна Ивановна страшно любила наряжаться, забирала очень много по магазинам, особенно в английском, который был тогда в моде. <...> Когда ей нравились какие-нибудь материи, то покупала целыми кусками, чтобы у других не было подобных".

Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 6.PNG
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева
.
Матушка Анненкова: Звезда пленительного счастья (1975) 9.jpg
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья" (1975). Художник по костюмам Наталья Васильева

Ну потом... Полина всё-таки уехало, а "всё, что Анна Ивановна имела от своего отца, было ею прожито, все несметное ее богатство, все дорогие, драгоценные вещи, находившиеся в ее доме, все исчезло бесследно".

Отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вообще не люблю телевизоры, которые просто стоят на подставках. Это какой-то кинескопный век, недохайтек на куриных лапках. Поэтому у меня в квартире и в доме все телевизоры прикручены, привинчены к стенам, а подставки заботливо где-то утеряны по подвалам. В первую очередь, чтобы пра ...
Перечитывая очередную книгу про перестройку и Горбачева (на сей раз Андрея Грачева) не перестаю поражаться наивности авторов, которые так до сих пор и не поняли, почему перестройка провалилась. Никто так по моему и не понял Андропова, который сказал: мы не знаем общество в котором живем. ...
Наконец то можно поделиться подробностями о музыке к Apache: Air Assault.Композитор - Panu Aaltio (щас mikser наверное порадуется :) Он так же написал музыку к финским фильмам "The Home of Dark Butterflies" (номинация на Оскар в категории лучший зарубежный фильм, от Финляндии), ...
Карина Орлова – милая женщина неопределенного возраста и еще более неопределенной национальности – вот уже больше года живет в Америке. Её роль в свите Джорджа Сороса строго засекречена, хотя по косвенным данным она готовит ему жидкую овсянку на воде, утром ставит клизму с ромашкой, на ...
Булгаков писал, что москвичей испортил квартирный вопрос, а вот дружбу часто портит вопрос денежный. Нет, я не о том, что кто-то дал взаймы, а кто-то не вернул. Я о финансовых моментах в путешествии компанией. Поскольку мы часто ездим именно компаниями ( так получается экономнее), то ...