МАТЕРИНСКИЕ ЗАМЕТКИ: ЧАС ПЕРЕД СНОМ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Автор этих заметок – мама четверых детишек.
С рождением последнего малыша мне вдруг как-то особенно стало
ясно, что я… ничего не понимаю, точнее – так мало понимаю в своих
детях! Да, с появлением каждого следующего ребенка мать становится
опытнее, но это, так сказать, бытовой практикум: как кормить, чем
лечить, во что одеть, на чем сэкономить, чтобы всем хватило и
т.п.
А вот понимание всей меры ответственности за воспитание,
возложенной на родителей, приходит далеко не сразу. И мера этой
ответственности безмерно широка и глубока.
Бог, подарив нам огромное счастье быть родителями, вверяет
нашим попечениям чистую, неиспорченную детскую душу. Что мы привьем
этой душе, какие зерна посеем в ней, зависит только от нас. И как
будет развиваться и формироваться личность: в сторону созидания
либо разрушения, – тоже.
«Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок.
Она также охотно слушает о его приключениях, радостях,
разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди
слушают какое-нибудь романтическое повествование», – записала
однажды в свой дневник святая царица-мученица Александра
Феодоровна.
Наше же общение с детьми часто сводится к «ритуальным»
вопросам типа
: «Уроки сделал?» или указаниям: «Пойди поиграй с
сестренкой». И вроде бы это объяснимо и понятно. Уроки, собственно,
прямая обязанность наших отпрысков: если мы, родители, обязаны
трудиться, то они – учиться. И насчет игры тоже все верно: старшие
дети всегда играют с младшими; и мы играли, когда были детьми. Все
так. Родительские требования вообще всегда легко объясняются и в
принципе не обсуждаются. Многие родители в общении со своими детьми
довольно твердо придерживаются «руководящей» позиции. И это
традиционно для русских семей: иерархия в семьях существовала
всегда и служила только к пользе взаимоотношений. Но это отдельная
большая тема.
Совсем недавно мне попалась на глаза одна статья, даже не
статья, а небольшая заметка психотерапевта С. Ройз, в которой я
прочла такие слова: «Нельзя требовать, ничего не давая. И “я
занят”, “я устал”, “ну я же работаю”, поверьте, отговорки. Ребенку
в день нужно (конечно, минимум!) один час нашего времени. Времени,
когда мы не говорим по телефону, не смотрим телевизор, не готовим
еду; времени, когда мы можем передать свою любовь, внимание и
поблагодарить его за то, что он у нас, такой замечательный,
есть».
Коротко, сжато… и как же «в тему»! А мне-то, сидящей дома, не
работающей и уверенной в том, что я общаюсь с детьми, казалось, что
я непрерывно говорю, целый день говорю с ними! Но когда я
проанализировала только один наш день, я с ужасом поняла, что
говорю я весь этот день в основном наставления и нотации! Да,
конечно, сейчас такое непростое, запутанное в понятиях добра и зла
время, что нужно постоянно и наставлять, и вникать в детали жизни
детей. Расспрашивать о том, как идут дела в школе, чем живут дети.
Но как, оказывается, просто, расспрашивая ребенка о школе
(одновременно с этим прикидывая, сколько положить картошки в борщ),
упустить из его рассказа самое главное – что «наши забили та-а-акой
гол!», а услышать только нехотя произнесенное «опоздал на линейку».
Оказывается, «читать нотации» проще, чем искренне выразить восторг
по поводу гола. Серьезно! Я поймала себя на том, что окунуться в
жизнь детей (на тот самый малый час) и просто побыть с ними (без
нотаций и наставлений), неимоверно трудно! Но говорят, что лучше
исправлять свои ошибки поздно, чем никогда. И вот, когда в нашей
жизни стали появляться часы, в которые не было
готовки-стирки-разговоров по телефону, я стала замечать, что мои
дети меня слышат! Да-да, мои непоседливые, упрямые, а иногда просто
неуправляемые и непокорные дети меня слышат. Да еще и рассуждают, и
задают вопросы… И вообще с ними так легко и радостно общаться! А
потребовалось для этого всего-навсего ввести в практику семейные
чтения перед сном. И вот что удивительно: в эти моменты с ними
можно беседовать на абсолютно любые темы – от серьезных вопросов
духовного характера до каких-то их секретов. И вот когда они
открыты, вот тут-то и можно вспомнить о скверном поведении – и
услышать искреннее, а не «вытянутое клещами» раскаяние и осознание
дурного поступка.
Отвоевав у собственного эгоизма этот «час перед сном», я
столько приобрела! И теперь делаю робкие попытки найти время для
подлинного общения с детьми и в течение дня: в перерыве между
домашними делами плюхаюсь на пол рядом с дочкой (ей 2 года) и
просто сижу рядом. Но как же оживляются ее глаза, как же
восторженно она лепечет что-то нежное, как радостно начинает со
мной общаться. И я поняла: вовсе не обязательно придумывать
какие-то немыслимые игры: дети и сами прекрасно играют без нас. Но
наше внимание, наша близость – вот что по-настоящему нужно
детям.
Наши дети – удивительные создания. Они знают и понимают
гораздо больше, чем мы думаем. А мы… мы катастрофически много
теряем, погрязая кто в работе, кто в себе, кто в домашних делах. К
своему стыду, обнаружила, что средний сын умеет считать и знает
алфавит, а я еще этого не знаю. А дочка умеет вполне сносно держать
ручку в руках и знает все цвета пирамидки, которая на днях только
была куплена. А чего стоил такой диалог со средним
сыном:
–Мама, посмотри, какая за окном красота Божия!
– Сейчас посмотрю, вот только уберусь.
– Эх, мама-мама! Пока ты будешь убираться, вся красота
кончится!..
И я еще была уверена, что внимательна к своим детям! Да, я
внимала им, точнее их потребностям: вовремя уложить спать,
накормить, погулять, приобрести развивающую игру. Но есть вещи
первичные, а есть – вторичные. И мое внимание оказалось вторичным,
потому что кроме потребностей тела есть потребности души и если в
раннем детстве их не удовлетворять, то рано или поздно мы неизбежно
столкнемся с вопросом: «Ну в кого он такой бездушный?!»
|
</> |