рейтинг блогов

Мастер-класс: как провести квест на уроке

топ 100 блогов 2lingual15.11.2017
Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения. Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест – это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.
Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.
2. Развлекательный характер.
Усвоение знаний должно приносить удовольствие.
3. Связь с жизнью и желаниями детей.
Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.
4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста – это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:
1. Походы. Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.
Самый популярный пример – поиск пиратского клада.

2. Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.
Популярный пример квеста – попытка спасения из подземелья замка.

3. Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.
Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.

Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.
Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными.  Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.
Третий этап – это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.
Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Стандартные ошибки.

1. Большое количество участников.
Залог успешности квеста – вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.
2. Желание «успеть побольше».
Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов – это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.
3. Сценарии со сложным техническим исполнением.
Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи».

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок – 45 минут.
Ученики: младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.
Материалы:
- заготовки заданий (файл с заданиями скачать можно здесь)
- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)
- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)
- конверт (задание 3)
- розовая сумка (задание 4)
- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)
- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:
Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут). В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.
В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово – они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.

Мастер-класс: как провести квест на уроке

Мастер-класс: как провести квест на уроке

В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

Мастер-класс: как провести квест на уроке
P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Скачать файл со всеми заданиями вы можете здесь.

На подготовку данного урока ушло 4,5 часа. Сюда входит планирование, изготовление заданий, сбор реквизита, сговор с коллегами, родителями и котом, подготовка классной комнаты.
Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!

Оставить комментарий

Jekaterina Medwedewa 19.10.2019 12:16
Спасибо, автору квеста! Интересно, живо и увлекательно!
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фильм и человек Я пропустила всю эпопею. Только когда заключительный эпизод вышел, посмотрела все три части. Возникли вопросы.  Перескажу, для тех, кто не в теме. Спойлер! ...
если перекресток не равнозначный, то преимущество определяется знаками приоритета. ...
Каково будущее самой могущественной и сильной страны в мире? Американофобы рисуют невзрачные перспективы, что мол супердержава лишится своего привелегированного статуса и в самом скором будущем потерпит крах. Надо полагать, что такие прогнозы ...
 Новый год Ну вот и прошел Новый год. Незаметно немного, но что поделаешь. Кстати говоря провел я его хорошо. Сначала праздновали на Майдане, потом пошли ко мне домой. Главное что провел я его со своими друзьями. Запомнилось не так и много, но ...
Известный певец и композитор Юрий Антонов сцепился с байкером на одной из московских автозаправок. В пятницу, 4 ноября популярный артист стал участником драки на одной из заправок на МКАДе. Юрий Антонов заехал на заправочную станцию, чтобы ...