Мастер-класс: как провести квест на уроке
2lingual — 15.11.2017Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения. Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.
Что же такое урок-квест?
Урок-квест – это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:
1. Наличие проблемы.
Цель любого квеста – это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.
Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:
2. Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.
3. Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.
Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.
Стандартные ошибки.
1. Большое количество участников.
Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи».
ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!
Урок – 45 минут.
Ход игры:
Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.
*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.
Задание 2 (3-5 минут). В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.
Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.
Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.
Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.
В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.
Скачать файл со всеми заданиями вы можете здесь.
На подготовку данного урока ушло 4,5 часа. Сюда входит планирование, изготовление заданий, сбор реквизита, сговор с коллегами, родителями и котом, подготовка классной комнаты.
Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!
|
</> |