Мастер и Смерть

топ 100 блогов Георгий Крушевский — 03.02.2011

         До закрытия музея оставалось всего полчаса. Посетителей под вечер было немного – молодая парочка, которую экспонаты не очень-то и интересовали, мужчина лет сорока в потертом костюме, который уже минут десять стоял возле картины одного из великих голландцев и что-то записывал в маленький блокнотик и старичок с тростью, в замшевом пиджаке и старомодной соломенной шляпе. Пожилая смотрительница зала подремывала в уголке на стуле.

         Из соседнего зала вошла молодая мамаша с дочкой лет пяти. Девочка с живым интересом разглядывала картины на стенах, не вынимая леденца на палочке изо рта, громким шепотом задавала вопросы матери.

В середине зала на невысоком постаменте стояла скульптура девушки. Слегка наклоненная вперед, она как бы всматривалась вдаль. Легкое одеяние едва-едва прикрывала высокую девичью грудь. Стройные ноги утопали в высокой траве.

Девочка остановилась перед статуей и долго внимательно разглядывала ее. Потом вынула изо рта конфету и, слегка шепелявя, спросила у матери:

- Ма, а почему у тети такое лицо некрасивое?

Лицо статуи действительно не выглядело гармоничным. Правая сторона лица была гладкой, глаз девушки чуть прищурен, уголок губ приподнят в легкой улыбке, левая же была грубой, морщинистой, кое-где виднелись следы резца. Мать не нашлась, что ответить дочери, беспомощно оглянулась и обратилась в старичку в соломенной шляпе, подошедшему к ним:

- Извините, пожалуйста. Вы не знаете, что это за статуя?

- О! Это очень интересная статуя. Ее нашли при раскопках древнего города в Башкирии в прошлом году. По возрасту этот город мог бы поспорить с легендарным библейским Иерехоном! Там нашли много ценных экспонатов: оружие, осколки сосудов, рыболовные снасти, швейный инструмент и вот эту статую. Для своего возраста она изумительно сохранилась.

- А почему ее лицо так странно выглядит?

Старичок улыбнулся:

- При исполнении этой статуи древний мастер использовал очень необычную технику – сначала из цельного куска камня вырубалась грубая заготовка, а потом она замазывалась специальным составом, похожим на гипс, что придавало ей законченную форму. Как видите, половину лица мастер завершил, а другую не успел.

Девочка, снова засунув конфету в рот, осведомилась:

- А почему не успел?

Старичок снова улыбнулся:

- Да кто же теперь ответит. Столько лет прошло с тех пор…

 

Солнечный свет падал сквозь круглое отверстие в крыше, затянутое бычьим пузырем, освещая центр единственной комнаты в доме, служившей Мастеру и спальней, и кухней, и мастерской. Света не хватало, поэтому в специальных нишах в стене чадили три плошки с маслом. Слева от двери был обмазанный глиной очаг, в котором таинственно мерцали угольки. В дальнем, самом темном углу комнаты было незатейливое ложе на небольшом возвышении. Почти все пространство комнаты занимали скульптуры – мужчины, женщины, старики, дети, а еще небольшая фигурка мчащегося оленя и полуметровая скульптура степной совы, поймавшей гюрзу.

В освещенном солнцем круге Мастер трудился над своей последней работой. Руки по локоть и кожаный фартук на обнаженном торсе были перепачканы замазкой. Статуя девушки была почти закончена, оставалось лишь доделать левую часть лица. Это была лучшая работа Мастера. Скульптура была практически точной копией своего прототипа – дочери соседа, терпеливо позировавшей Мастеру на протяжение двух дней. Мастер был доволен работой, не часто такое случалось. Он окинул свое творение взглядом, улыбнулся и посмотрел на свою Музу, которая, сложив свои белоснежные крылья, стояла, прислонившись к стене. Она все эти годы вдохновляла его на творчество. Но сегодня Муза была грустной, все время отводила взгляд… Мастер недоумевал, ведь это была его лучшая работа. Вдохновение сегодня было как никогда высоким. Но его Муза грустила…

Раздался негромкий стук в дверь. Мастер вытер ладони о фартук и поспешил открыть нежданному гостю. Он распахнул дверь и застыл на месте. На пороге стояла закутанная в черные одежды сама Смерть. Мастер долго стоял, глядя на нее, и, наконец, произнес:

- Ты? Признаюсь, не ожидал. За мной?

Смерть кивнула:

- За тобой.

Мастер часто видел Смерть, когда та приходила к его соплеменникам, и даже хотел как-то сделать ее статую. Да вот только внутренний голос убедил его не делать этого. Да и Муза не дала бы свое благословение – Мастер знал это наверняка. Мастер часто видел Смерть, но не ожидал принять ее у себя в этот день.

- Не думал, что все закончится так скоро…

- Каждый когда-нибудь должен умереть. Я и так, как могла, оттягивала этот миг. Ты мог погибнуть еще в девять лет, когда упал с лошади. Но я читала твою судьбу и повременила с приходом. На волосок от гибели ты был и в двадцать, когда на охоте тебя атаковал раненый кабан. Если бы я не отвела страшный удар его клыков, и он пришелся бы хоть на пядь выше, мы бы с тобой сейчас не разговаривали.

- Но… но я столько не успел. – произнес Мастер, растеряно взглянув на Музу. Та не смогла выдержать его взгляд, отвела взор, губы беззвучно произнесли: «Прости…». Смерть остановилась посреди комнаты.

- Всего успеть невозможно. Ты и так сделал очень много. Большинство твоих соплеменников не сделали и десятой части того.

- Ответь мне, Смерть, что станет с моими работами, когда я уйду?

- Многим из них суждена длинная жизнь, многие погибнут…

Мастер облегченно выдохнул:

- Значит, мои потомки сохранят плоды трудов моих. Я рад…

Смерть жестом прервала его:

- Должна огорчить тебя. Твоим потомкам нет никакого дела до твоих работ. На долгие годы они будут преданы забвенью, многие обратятся в прах. Вторую жизнь им дадут люди совершенно другого народа и другой культуры. Спустя много сотен лет они будут восхищаться твоими творениями, изумляться плавности линий, выразительности лиц… Если хочешь, я расскажу тебе историю нескольких твоих работ.

Мастер, судорожно сглотнув, закивал головой.

- Вот эта, - Смерть указала на скульптуру совы. – будет украшать тронный зал могущественного владыки. Эта статуя вместе с еще тремя творениями других великих мастеров будет выставлена на центральной аллее самого крупного стадиона, где будут состязаться самые великие атлеты. Вот этот бюст украсит зал конгресса – места собрания сильных мира сего – одной великой державы. А вот эта, - она коснулась незаконченной статуи. – будет открыта для взоров благодарных зрителей в музее – месте, где хранятся предметы работы древних мастеров.

Воодушевленный словами Смерти, Мастер сделал шаг к статуе.

- Я только закончу ее. Осталось совсем немного…

Смерть остановила его:

- Нет. Тебе пора.

- Уже?

- Да. Твой час. Я и так уже задержалась. Еще не один дом я должна посетить сегодня.

Мастер бросил последний взгляд на неоконченное творение, провел ладонью по белоснежной каменной щеке, тяжело вздохнул:

- Пойдем.

Смерть взмахнула черным плащом и исчезла. В тот же миг на земляной пол опустилось бездыханное тело Мастера. Муза склонилась над распростертым телом творца, запечатлела на его холодеющих губах поцелуй. С безмерной тоской в глазах несколько минут смотрела на неоконченную статую. Провела бестелесной ладонью по грубому камню на левой половине лица девушки. По щеке Музы скатилась одинокая слеза. Муза расправила свои белоснежные крылья, бесшумно поднялась над полом и растаяла в воздухе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В магазине YKZ Official Store на Aliexpress акция невиданной щедрости: магнитные кабели с поддержкой быстрой зарядки и передачи данных с разъёмами Type C, MicroUSВ и Apple Lightning на выбор продают по 50 рублей с купоном продавца. Заходим по ссылке , щёлкаем в "получить купоны" и ...
В недавней поездке на рыбалку я писал, что температура ночью понижалась до -12 градусов. В этой поездке (о ней можно прочитать здесь ) спал в зимнем синтетическом спальнике. Спальник с такими характеристиками: экстремальная температура -35 градусов; температура комфорта -7 ...
На всякий случай повешу. Мало ли чего, пусть все будет в одном месте:). ...
Знаете, что мне не нравится в современном футболе? Рьяные поклонники данного вида спорта. Фанаты, проще говоря. Те, кто болеет за Динамо на дух не выносят Спартак, а те, кто на стороне какого-нибудь «Водника» всегда готовы расквасить нос почитателям «Речника». И так далее. Жалко, конечно. ...
Линц. Вид на Дунай днём... ...и ночью ...