«Мастер и Маргарита»

В начале прошлого года, когда вышел этот фильм, о нем, кажется, говорили все. Мнения разделились на диаметрально противоположные: от «картина гениальная» до «полное убожество».
Мне еще тогда показалось, что сам фильм не в такой степени плох или хорош, чтобы вызвать настолько сильный интерес и настолько сильные эмоции.
Я не отношусь к людям, ждущим от экранизации так называемой верности оригиналу, которая обычно выливается в набор иллюстраций.
Но если нет этой самой верности оригиналу, если для экранизации берется гениальный роман, то в чем смысл экранизации, не воплощающей на экране идей писателя? Чем заменены эти самые идеи? Рассказом о том, что "свобода лучше, чем несвобода", рассказом о противостоянии художника и власти, рассказом о том, как сталинская эпоха задушила Булгакова? И ради этого стоило экранизировать "Мастера и Маргариту"? В принципе, можно и гвозди забивать скрипкой, только зачем?
Анахронизмы и отсылки к сегодняшнему дню слегка напоминают плохой КВН, и не то что я против анахронизмов, но как-то обидно, что гениального юмора Булгакова нет, а вот этот несмешной - ему замена.
Мне понравились многие визуальные решения, мне понравилась картонная. искусственная Москва, мне понравилась безумно красивая Маргарита, у меня не вызвали отторжения основные образы, и меня при этом сильно удивило, что режиссер с хорошим вкусом, позволившим ему найти все эти лица, этого необыкновенного немецкого актера на роль Воланда, режиссер, явно читавший роман, увенчал фильм пошлейшей концовкой с патетическим, неправдоподобным, на грани идиотизма, самоубийством Маргариты.
И как-то так смотришь и думаешь: какие молодцы, как классно снято, как при этом местами глупо и безвкусно.
В общем, фильм, наверно, в большей степени артефакт эпохи, чем произведение искусства. Нечто живое, в последний раз блеснувшее на фоне мертвечины. Когда еще что-то живое появится - бог весть.
Реакция на фильм - скорее диагноз российскому обществу и российской культуре, чем оценка самого фильма.
|
</> |