"Мастер и Маргарита"
megumi_ikeda — 18.02.2024 После того, как третий человек из тех, чьим рекомендациям я доверяю, похвалил, поняла, что надо идти. И мы с мужем пошли. И да, нам понравилось. Обоим. Да, конечно, это не добуквенная экранизация романа, что, вероятно, и вызвало негодование фанатов-пуристов, но знаете, добуквенные экранизации уже были - и че-т ни одна не удовлетворила аудиторию на все 100. А тут... ну да, акценты заметно смещены. В центре действия внезапно оказывается не иностранный консультант со своей лихой свитой, а собственно заглавные герои. И даже не так. В центре Писатель, который пишет Роман. И его взаимоотношения с этим самым романом, музой, властью, временем ("что ни век, то век железный..."). Вообще сюжетная линия тут разделилась на несколько слоев, хочешь, понимай как параллельные миры, хочешь, как эдакий лабиринт отражений: вот писатель, сидящий в психиатрической лечебнице, который пишет о писателе, который в эту лечебницу неминуемо попадет, а пока пишет роман. Ну и пространство самого романа, где "иностранный консультант" со своей свитой, похожие, впрочем, больше на группу диверсантов на задании, чем на булгаковскую веселящуюся нечисть, наносят добро и причиняют пользу вполне себе диверсантскими методами. Драмы здесь будет значительно больше, чем буффонады, к этому надо быть готовыми. Про отношения писателя с властью все в целом понятно и канонично, но вот неожиданно удачно получилось показать отношения творца и творения, как творение само начинает действовать и навязывать творцу свою линию, прорастает в окружающую его реальность или, вернее, совмешается с нею, точно картинки в стереоскопе. Как оно заводит в бездну - но и помогает в этой бездне жить и держаться, когда держаться больше уже не за что.Что очень понравилось - это работа над костюмами и натурой. Все настолько выверенно, насыщенно и продуманно по деталям, что хоть каждый кадр останавливай ("остановись, мгновенье", ага) и разглядывай с лупой. Даже там, где неизбежные отступления от оригинала, эти отступления явно обдуманны, взять хоть голову Анубиса вместо пуделиной головы на трости Воланда ("Фауста" сейчас явно помнят меньше, чем во времена Булгакова, даже в интеллигентных кругах, а пудели прочно перешли в разряд декоративных дамских пород). А какая роскошная футуристически-фэнтезийная вышла Москва, не реальная Москва 30-х, но Москва Генплана, Москва мечты из фантастических произведений - и Москва антиутопий!
Еще, конечно, очень понравился Воланд. Аугуст Диль, можно сказать, совпал с картинкой в моей голове на все 100. Он шикарно отыгрывает настоящую такую полноценную НЁХ, которая вот вроде и человек, даже забавный, а в следующую секунду выдает уж такой эффект "зловещей долины", что а-аа, уберите от меня это! Пожалуй, в сцене с Берлиозом и Бездомным это выглядит даже малость недостоверно, у меня бы подсознание завывало сиреной, призывая бежать от этого собеседника, теряя тапки. Он, собственно, пугает до дрожи и на реалистическом слое повествования. Немецкий "инженер", приехавший в Советы в 30-х "понаблюдать за человеческим экспериментом", конечно, сразу вызывает вопрос, где и в каком контексте он собирается применять полученный опыт...
Азазелло тоже капец жуткий. Коровьев развязный и временами мерзковатый, вполне в соответствии с текстом. Бегемот, увы, разочаровывает, но с ним во всех экранизациях неблагополучно. Здесь, по крайней мере, на реалистичном сюжетном уровне симпатичный котик симпатично отыгрывает... симпатичного котика.
Гелла-Гала хороша и чертовски удачно вписана на слой "реальность". Хороши и Мастер с Маргаритой.
Что по-настоящему огорчает - что ряд по-настоящему ярких сцен романа оказался урезан, а то и выкинут вовсе. Каким бы роскошным был бал Воланда - с эдакой фактурой! А бешеная скачка Дикой Охоты над Москвой! Линия Пилата и Иешуа тоже, увы, вышла совсем блеклой. Вероятно, по недостатку экранного времени. Выкроили бы из этого материала хоть двухсерийник или мини-сериал - я бы точно уселась смотреть, невзирая на всю свою нелюбовь к многосерийным картинам.
|
</> |