Master & Commander
galea_galley — 18.10.2015
Разночинец... это что такое? Не дворянин...
Боборыкин. Василий Теркин
Сэр Джон Нарборо сжигает четыре корабля у Триполи, 14-24 Января 1676 г. (National Maritime Museum, London, 1676)
Командовать кораблем и был поставлен Р.Бест с новым для английского флота титулом - Master and Commander.
Дату этого события, которая приведена в американской морской энциклопедии (A Naval Encyclopedia , Philadelphia, 1881), мне пришлось исправить. Американцы дают 1667 год, но всем известно пренебрежительное отношение этой нации к чужой истории. Основанием для исправления опечатки послужили сведения об экспедиции адмирала Нарборо в Средиземное море и анализ данных из списка всех кораблей английского флота под названием "Orange-Tree"
Фрагмент текста из книги J. J. Colledge, Ben Warlow, Ships of the Royal Navy . Chatham, 2006.
Виллем ван де Вельде Младший, 1878. Бой английского корабля с барбарийскими пиратами. National Maritime Museum, Greenwich, London
Предпосылки для введения градации капитанских званий на английском флоте были заложены задолго до указанной выше даты. Практически до правления Генриха VIII (1509 — 1547) все командные должности на кораблях английского военного флота занимали не моряки, а сухопутные командиры, назначаемые на эти посты не не постоянное время, а лишь на период, когда в них была необходимость. Дело изменилось во времена Генриха VIII, внешняя политика которого вовлекала страну в многочисленные войны. Военные корабли стали очень сложным объектом, чтобы ими можно было управлять без соответствующей подготовки. Мы подробно писали об этом в серии постов об англо-французских отношениях в XVI веке. К концу правления этого монарха появилась группа морских офицеров-профессионалов, правда, пока немногочисленная. Когда в 1544-1545 гг. проводилась мобилизация для очередной войны с Францией, тогдашний лорд-адмирал Джон Дадли столкнулся с проблемой острой нехватки командных кадров. И тогда, в нарушение традиций английской армии и флота, адмирал предложил назначать командирами на небольшие корабли лиц не дворянского происхождения, а представителей более низких слоев общества, "mean men". Однако, мы с уверенностью не можем утверждать, что такие назначения носили массовый характер. По крайней мере, нам не известны карьеры таких назначенцев, закончившиеся более или менее высоким постом в королевском флоте. Основным препятствием на пути такой реформы служил господствовавший тогда принцип, что никто из английских аристократов не должен был исполнять приказы человека, чье положение на социальной лестнице находится ниже. И хотя в документах о назначении на командные должности того и более позднего времени и встречаются ранги "petty captains", "sub-captains", а в 1618 г. и "under-captains" среди назначенных на командные должности лиц, эта практика не нашла своего развития. Попытки решить эту проблему в конце концов привели к появлению, наряду со званием Captain, его градации, ранга Commander. С середины XVI века , в правление Елизаветы, в руководстве флотом появились профессионалы морского дела, Хокинс, Фробишер, Дрейк и ряд других, которые прошли путь, начинавшийся с самых низших ступеней флотской иерархии, с командования небольшими кораблями, на которых, как и на кораблях торгового флота, должности командира и навигатора, штурмана, фактически совпадали. Тогда и появился впервые на командных должностях небольших военных кораблей командир в ранге Master. А в англо-голландской экспедиции по захвату Кадиса в 1596 году принял участие корабль Lion's Whelp с экипажем в 45 человек, которым командовал Captain and Master, хотя на других кораблях такого же размера, как следует из документов, имелись отдельно и Captain и Master.
Аарт ван Антум (1608). Сражение при Кадисе. Rijksmuseum, Амстердам.
В начальный период правления Стюартов английский флот переживал не лучшие времена, может быть в значительной степени оттого, что к командованию кораблями были вновь возвращены сухопутные генералы. Это вынудило вернуть на небольшие корабли должность Master, так как капитан уже ничего не смыслил в морском деле. Так, в списке кораблей, построенных по закону о «корабельных деньгах», за 1636 год даже на самых маленьких суденышках числился и капитан, и навигатор (Master). Ясно, что в те времена на командных должностях не могло быть людей в звании master and commander, да и звание master в качестве капитана встречается только лишь на транспортных судах торгового флота и относится к лицам, не связанным со службой на военном флоте, а следовательно, и не имеющим никаких перспектив в продвижении по военно-морской служебной лестнице.
Принципиальные изменения в этой картине произошли в 1642 году, когда в ходе разразившейся в Англии гражданской войны флот страны оказался под контролем сторонников парламента, «круглоголовых». Естественно, что к концу 1642 года с военных кораблей были удалены все капитаны-роялисты. На смену им пришло большое число капитанов с торгового флота. Среди них были те, кто впоследствии сделали карьеру в военно-морском флоте Англии, например, адмирал Джон Лоусон, вице-адмиралы Ричард Бэдли и Уильям Гудзон. На небольших кораблях с вооружением 12 и менее пушек и численностью экипажей менее 70 человек, наряду с командирами в ранге Commander и Master появились командиры с титулом Commander and Master (именно в таком порядке, вспомним наше замечание по этому поводу в предыдущем рассказе) и, что еще более важно, эти командиры получили перспективу повышения по службе до должности капитана и выше.
Чтобы не быть голословным, отдельным постом приводим список кораблей военно-морского флота Аглии по состоянию на 1643 год, из которого мы получаем полную картину, на какие корабли назначался капитан (captain), на какие - commander and master, какими судами командовал master, а какими – commander.
Рассказ же продолжу в следующий раз.