Массового расфренживания пост

У героев Улицкой нет суперэго (точнее, банальной совести). И сколь-нибудь сложных ценностей, ради которых стоило бы бороться с трудностями или чем-то жертвовать, тоже нет. Все они действуют с позиций "слаб человек, биология/греховная природа/обстоятельства неизбежно возьмут своё".
В смысле, это не только писательница так думает, а прямо герои. Они уже заранее всё себе разрешили, потому как слабы духом. И смиренно свою слабость принимают, что избавляет их от сложностей выбора.
(Вспомнила, впрочем, пару рассказов, в которых герои таки столкнулись с совестью. Они таки мгновенно сошли с ума.)
Поскольку нехитрая мораль "слаб человек, не все выбирали армию" повторяется из рассказа в рассказ и из книги в книгу, я даже рискну предположить, что Улицкая пытается задним числом оправдать какие-то свои неблаговидные поступки. Не зная биографии, конечно, трудно сказать наверняка.
Стало понятнее, кому Улицкая может быть по душе. Людей, которым нужно оправдать слабость своих принципов по жизни, её творчество утвердит во мнении "чо, все так живут, неча тут строить из себе духовных, ишь какие совестливые выискались, трудностей вы не видели просто".
И, кажется, я близка к тому, чтобы использовать отношение к этому автору как маркер наличия/отсутствия этических норм. Вопрос "Как Вам Улицкая?" звучит на порядок менее провокационно, чем "Простите, а не чудак ли Вы?". А имеющаяся небольшая статистика вполне подтверждает.
При написании ни один поклонник творчества Улицкой не пострадал.
|
</> |