Масленица с детьми
deyle_geovanniw — 05.03.2011 Очень важно повседневный строй жизни православной семьи выстроить так, чтобы масленица действительно стала приуготовительной неделей к Великому посту. А то, нагулявшись вдоволь на масленицу, можно ненароком, по инерции, «въехать», гуляючи, и на дорожку поста.Какие особенности масленичной недели помогут в этом приготовлении? Какие масленичные атрибуты закрепились в культуре и как к ним относиться в преддверии Великого поста? Как провести эту неделю с детьми?
Блины, варенье и всякие угощенья
Нас не должно смущать обилие кулинарной атрибутики на масленицу. Смущать может только отсутствие меры. Ведь, как известно, издержками иного праздничного застолья – что новогоднего, что рождественского, что масленичного, что пасхального – является обжорство, опивство, смеяние без ума и всякие прочие безобразия. Но здесь дело не в Рождестве, и не в масленице, и не в Пасхе. А дело в самом человеке. Кому любой стол – обжорство и чревоугодие, а кому хоть самый скромный, хоть изобильный – радость гостеприимства и возможность оделять других, собраться за общим столом вместе. Трапеза – не просто еда для русского человека. Это пространство общения.
В традиционно масленичных песнях беспечно звучит радость общего сытого стола – сплошная гастрономия:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои.
Моя старшая сестрица,
Печь блины ты мастерица,
Напекла она поесть
Сотен пять, а может, шесть…
Казалось бы, что до того сегодня нам, легким движением руки извлекающим их холодильников заморские деликатесы? Кулинарные темы задают мотив семейного объединения, радостного угощения и вкусных сюрпризов, которые так любят дети. И папы. И дедушки с бабушками.
Вот начинается масленичная неделя. Мама с детьми печет блины. Если детям не по возрасту месить тесто или переворачивать блины на сковородке, то огромным удовольствием для каждого ребенка является большой кусок масла, насаженный на вилку – с помощью этого нехитрого приспособления каждый блин, испеченный мамой, промасливается от души. Можно договориться, что «мы сейчас напечем блинов для папы… братьев… дедушки» (далее – по списку членов семьи). Можно, таким образом, накрыв стол с блинами, пригласить всех за стол, а можно накрыть стол и вынести блины или вывезти их на подносе на саночках, что очень любят дети. Почему на саночках? Потому что в масленичных песнях звучат мотивы весеннее-зимней атрибутики, встречи двух времен года. И про масленицу, в частности, в песнях поется:
Она пешею да не ходит,
Все на саночках подъезжает,
Люли-люли подъезжает,
Люли-люли подъезжает.
У ней саночки расписные,
У ней слуги-то молодые,
Люли-люли молодые,
Люли-люли молодые.
Мотив такой веселой песенки можно «подслушать» у опытных семейных друзей, найти в Интернете, на диске, которые сейчас в обилии продаются. Если мама или старшие дети ее запоют, то уж младшие припев всегда подхватят. А папа непременно будет в радости и в счастье, увидев, как младшие дети на саночках тарелку с блинами вывозят. Проверено. Блины на бок не валятся.
Масленица-блиноедка
Домашняя масленица. Автор - Ирина Исаева, преподаватель Центра "Рождество"
Блинную горку может венчать домашнее чучелко Масленицы. Делается оно из прядей мочала (соломы, прошлогодней травы, лоскутов, листов глянцевых журналов), наверченных на крестообразно скрепленных палочках от барбекю – подручный материал в каждом доме найдется. Палочка для барбекю держит чучелко и втыкается в блины, а потому детьми распознается не иначе как «палочкой для Масленицы». Как символ скоромной пищи и гастрономических удовольствий такое маленькое смешное чучелко Масленицы может быть на столе на забаву детям.
Огромное чучело выносится обычно на массовом уличном гулянии – его встречают с шутливыми величальными песнями, как «дорогую», «годовую» гостьюшку. Совсем другое отношение ждет масленицу в конце недели. Тогда в ее адрес раздаются возмущенные голоса граждан, затосковавших о здоровом образе жизни: «обжируха», «блиноедка», «несла блинов чугуны – разболелись животы»; но и вздохи расставания с масленичными удовольствиями тоже звучат:
Мы каталися с горы от зари и до зари!…
Ты прощай, прощай, наша масленица!
Ты прощай, прощай, широкая!
Маленькое чучелко Масленицы может быть сделано в доме, если вы хотите вокруг него потешиться и покружиться. Но тут важное значение имеет облик этого чучелка. Дело в том, что в той интерпретации, когда Масленица – это символ скоромной пищи, обильного стола («обжируха», «блиноедка», «сыроедка»), она не может быть душечкой – красной девицей, как из советского прошлого, когда масленичная неделя упорно позиционировалась как праздник проводов русской зимы и встречи русской же весны. Только отчего-то не 1 марта, когда весне приходить положено.
Чучелко Масленицы – это просто связанные друг с другом два пука, например, соломы (или другого подручного материала). Фигурка пышная, фартук из лоскута, лента на голову. К растопыренным рукам подвешивают то, что связано со скоромной пищей; в домашнем варианте – это «вылепленная» из фольги разная утварь: половники, сковородки, лопаточки, которыми блины переворачивают, ожерелье и браслеты из сушек-баранок, конфет. И вот она, вся такая «обжируха», «блиноедка» предстает перед нами – довольно основательная, добротная и в то же время в ней есть что-то неказистое, шутейное. И вот в этом смысле понятно, что мы ее встречаем с улыбкой в течение масленичной недели, а потом провожаем ее в огонь или просто с глаз долой безо всякого сожаления, потому что, ну, сколько ж можно! В понедельник блины – ели, во вторник – ели, в среду блины ели, ели-ели, ели-ели, ели-ели… хватит, поди уж. Как бы не лопнуть. Не всегда человеку полезно делать то, что хочется. И к исходу масленицы, надо прямо сказать, человек это просто-таки физически чувствует. Даже, если он маленький ребенок, этот человек.
Дрались, бились, пока не помирились
Масленичное кулинарное изобилие уравновешивается активным отдыхом. Атрибутикой масленичной недели, которая также может быть принята в современную семью, является обычай забав-поединков. Многие тут вспомнят кулачные бои, «стенка на стенку», взятие снежного городка.
В тиражируемых СМИ образах, подобные забавы зачастую обильно приправлены пережитками масленичного разгула, явленными во всей своей неприглядности: блины, водка, пьяные, красные лица. Выглядит такая «традиция» весьма диковато. Но традиция ли это?
Да, всякое бывает, но не всякое должно быть тиражируемо и преподнесено как единственный образец. В традиции забав-поединков есть очень важное и необходимое для нашей культуры и для воспитания детей здравое зерно, сегодня вымываемое из культуры русской семьи. Особенно это чувствуется там, где растут мальчики.
maslmalchiki
Это – удалой дух, связанный с возможностью померяться силой, себя показать, других поглядеть. В шутейном поединке проявить публично, на миру, мужские качества – инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать публично победу и поражение, терпеть физический дискомфорт.
Поединок – от слова один на один. Масленичные забавы предполагают такие шутейные формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Хоть – в доме, если место позволяет, и если в семье больше трех детей, а тем паче, если гости в дом пришли.
А лучше, конечно, для шутейной борьбы в один из дней масленичной недели в парке с друзьями встретиться, на свежем воздухе. Шутейная борьба – это праздник жизни мужчин, подростков и мальчишек. И невероятная радость женщин и девочек, которым наконец-то представляется возможность посозерцать и воочию убедиться, как сильно отличаются-таки мальчики от девочек и мужчины от женщин.
Это – возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости. Это замечательное зрелище для женской половины человечества.
Какие это поединки? Все они очень просты с точки зрения организации. Дома атласной лентой в большой комнате можно выложить круг, внутри которого будут два поединщика. На улице, во дворе, в парке, куда с друзьями приехали, палочкой на снегу этот круг вычертить. Забавы-поединки могут быть разными. Например, один из самых любимых – «сорви шапку». У каждого на голове «картуз» – кепочка. Двое вошли в круг. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника. Изнеженные мальчики, которые никогда в жизни ни в каких поединках не участвовали, никакими физическими упражнениями, кроме разве что плавания в бассейне, не занимались, начинают, бывает, озадаченно и призывно всхлипывать… Потому что оказывается, что способность за себя постоять, причем даже в дружеском поединке, все равно чревата физическим и психологическим дискомфортом. Потому что ты тянешь руку к кепарику противника, а он тебе – раз! – и блок ставит, а ручке-то твоей и больно. Терпи, казак.
Так тренируется умение терпеть дискомфорт. То ли дело перед компьютером сидеть, никто не видит, где ты выиграл, где ты проиграл. А тут кругом люди. Кто-то подбадривает, кто-то говорит: «Эх, ну что ж ты?» Папа тебя учить начинает, как блок ставить, как слезы сдерживать.
Есть определенные табу – подлые приемы не приветствуются в шутейной борьбе, за подлые приемы человека вон из круга, и все. То есть таким образом преподается определенный этос мужских взаимоотношений.
Замечательный шутливый поединок – «петушиный бой» или «вырви хвост». Поверх курток, если это на улице, повязываются, например, шарфы. А раньше – просто кушаки, пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.
Можно на масленицу и «потянитолкаться». Поединок, прозванный современным словечком «тяни-толкай», такой: кушаком или шарфом поединщиков связывают спиной друг к другу и ставят в самый центр круга. Задача – или вытолкнуть противника из круга, двигаясь спиной назад, или перетянуть за круг в свою сторону, двигаясь вперед.
Противники должны быть равны по силе, возрасту и росту. И понятно, что этого рода шутейная борьба возможна в семьях, где есть подростки или, как минимум, дети от старшего дошкольного возраста. Но при этом было бы неправильно и в масленицу, и в любой другой праздник устраивать мельтешение вокруг детей. Прежде всего, праздник, забавы – это взрослое дело, к которому уже потом могут быть приглашены дети как участники.
Для детей вообще праздник становится подлинным, когда они видят, что это не просто их взрослые забавляют, устраивают для детей какие-то особые развлечения, а то, что праздник имеет значение во взрослом мире, это важно для взрослых, им это дорого. Вот тогда есть куда расти, тогда есть смысл осваивать ценности и смыслы взрослой культуры – то, что дорого папе и маме. Вот и в поединках-забавах стоит сначала папам и старшим сыновьям силы попробовать.
Катание, метание и на снегу валяние
Для тех семей, в которых есть маленькие дети, забавами могут быть очень любимые малышами традиционные катания на лошадке, которая делается из спин держащихся друг за друга двух пап. Кто-то под уздцы такую лошадь ведет, а в руке несет чучелко Масленицы. Вот она, мол, на конике и приезжает:
У ней сани-то расписные,
У ней кони-то вороные,
Люли-люли вороные…
Для этого вороного коня из дома на прогулку в парк берется какой-нибудь старый плед, он накидывается на спины пап. Тот папа, который стоит впереди, берет в руки клюшку, на которую надет набитый чем попало папин же носок сорок шестого размера, а к этому носку пришиты глазки, ушки и из какой-нибудь бахромы сделана грива. Вот вам и коник.
На таких кониках мальчики будут скакать весь год потом, потрясая в руке каким-нибудь предметом, похожим на меч. Малышей можно на конике покатать под какую-нибудь масленичную песню:
Цоки-цоки-цоки чи,
Наши кони горячи,
Цоки-цоки-цоки чи,
Блин летит к нам из печи.
Масленица-блиноедка,
Масленица-сыроедка…
Источник: />
Источник:http://lehinson87.livejournal.com/234426.html
|
</> |