Мартин Иден

11. События происходят на рубеже 19–20 вв.
Мартин Иден. Джек Лондон / Martin Eden by Jack London / 1908

Роман, который взорвал сознание нескольких поколений молодых людей разных стран, одержимых его почти ницшеанской идеей "сильного мужчины", преодолевающего любые препятствия. Сейчас, конечно, ницшеанские мотивы уже не актуальны, но основная его идея по-прежнему благородна...
Настоящий мужчина не боится трудностей, не совершает предательства, не отступает перед врагом и всегда готов защитить любимую женщину.
Звучит банально? Но только не для неподвластных времени героев Джека Лондона.
Со всех сторон неслось - это надо прочитать, даже НАДО!!!
Но на мой вкус Лондон попытался в философское высказывание, но стройную идею сформулировать не смог.
Если он хотел рассказать о пороках общества, сегрегации и барьере между разными слоями в обществе, то он это показал в стиле "что вижу - то пою". А то мы не знаем что сильные мира сего не очень привечают бедных и необразованных? Сейчас то этот каток съехал совсем недалеко :) И изменяемое поведение при изменяемом статусе ой как не ново. Как мне кажется - банально. Сильной истории любви я здесь не увидел.
Вторая крупная тема - мысли Мартина, его попытка стать писателем, и, полагаю опосредованно, высказывание мыслей самого автора о лучшем порядке общественного устройства. В этом месте меня всегда забавляет критика капитализма с точки зрения человека, который по полной программе сам пользуется благами капитала. Мне его мысли не всегда казались стройными, в них слишком много юношеского максимализма, который в реальной жизни не работает. Отсюда я несколько скептически относился к его выкладкам и эта часть романа показалась интересной, но излишне дилетантской - когда видишь рассуждения человека о предмете, который не так уж хорошо его понимает. Впрочем в наш век экспертов это повсеместно. (Автор отзыва не отделяет себя от экспертного сообщества и давно снял белое пальто).
Пишет Лондон великолепно - большой мастер слога, логической завершенности. У него мало лишнего словоблудия, он четок, конкретен. При этом очень ярок в показе и окружающего мира и персонажа.
Итого - получил эстетическое удовольствие от хорошей литература и среднее удовольствие от смыслового содержания.
4/5
Мартин Иден / Martin Eden / 2019

Начало ХХ века, Неаполь. Мартин Иден изо всех сил пытается подняться над своими нищими пролетарскими обстоятельствами посредством интенсивного и страстного стремления к самообразованию, надеясь занять место среди литературной элиты. Его главная мотивация — любовь к Елене Орсини. Поскольку Иден — грубый, необразованный моряк из рабочего класса, а Орсини из буржуазной семьи, союз между ними будет невозможен до тех пор, пока он не достигнет их уровня богатства и утончённости.
Необычно сделанное кино, которое несколько ломает привычные нарративы.
Действие перенесено из Сан-Франциско 00ых в Неаполь 30х, при этом канва романа передана практически полностью, от начала до конца.
Здесь нет особого итальянского привкуса, не считая окружения, этот роман столь интернационален, его идеи столь пропитывают искусство и социальную жизнь 20го века, что он остался актуальным.
Кино отлично сделано с эстетской точки зрения - вылизанная картинка, полудокументальные вставки, музыка, интерьеры и стиль. С точки зрения смыслов все несколько скомкано, тут путешествие от неуча до писателя - пара склеек, от первого гонорара до успешного человека - еще пара склеек. Понимаю что все показать было бы глупо, но тогда вопрос что хотели сказать авторы фильма? Без знания романа этот фильм будет казаться слабым с точки зрения драматургии, сильно недосказанным и не раскрывающим суть героя, суть его переживаний, этого контраста бедняки-свет, бедность-богатства, неуч-ученый.
Мне понравилось как подобрали актеров, очень все в типаже. Смотреть приятно.
В общем нормальное кино, визуально интересное, но если брать в отрыве от основы, то интеллектуально куцое.
7/10
|
</> |