Маршалы Победы
avderin — 22.12.2023 В мемуарах кого-то из видных советских военачальников мне попался пересказ его разговора со старым товарищем Кириллом Мерецковым. Дело было уже после войны, которую Мерецков закончил маршалом, Героем Советского Союза, кавалером ордена Победы и ещё двух десятков орденов. И вот он сказал этому товарищу, что когда видит в кремлёвских коридорах несущих там караул сержантов с голубыми петлицами и околышами – то не может унять дрожь в руках. И у него от страха начинают подкашиваться коленки. Потому что сразу вспоминает, как в самом начале войны эти ребята два месяца били и пытали его в подвалах Лубянки.Помните Лермонтова:
«И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ».
В царские времена голубые мундиры носили жандармы. А потом их наследники из НКВД, видно, в знак преемственности оставили себе этот профессиональный цвет, сохранив голубые околыши и петлицы.
Ещё Кирилл Афанасьевич рассказывал, как особисты НКВД мочились ему на голову.
До конца дней Мерецков трепетал перед начальством. Потому что прекрасно знал, что это начальство может с ним сделать.
Маршал Василевский написал в своих мемуарах:
«Кирилл Афанасьевич предпочитал свои решения по фронту предварительно согласовывать с Генеральным штабом, [и] обязательно выяснял мнение «высшей инстанции».
А Жуков рассказывал, что Мерецкову одному разрешалось сидеть, когда все в присутствии Сталина стояли. После двух месяцев в сырой и холодной камере тот с трудом ходил и стоял.
Больших полководческих талантов за Мерецковым никто не заметил (многие соратники высказывались о нём откровенно скептически), но его умение держать нос по ветру и готовность выслужиться сыграли свою роль – позволив достичь значительных высот в советской военной иерархии.
|
</> |