Мария Сибилла Мериан
pailish — 12.08.2021 В Королевской коллекции Елизаветы II хранится 95 акварелей Марии Сибиллы Мериан, которые были куплены в 1755 году Георгом III, когда он был принцем Уэльским. В основном это акварели из ее самой знаменитой книги "Метаморфозы насекомых Суринама" (Metamorphosis insectorum surinamensium), опубликованной в 1705 году, нарисованные на пергаменте, но есть работы, созданные независимо от этой публикации.Мериан описала ананас, как "самый выдающийся из всех съедобных фруктов". Описывая тараканов, она написала, что они являются "самыми печально известными из всех насекомых в Америке из-за огромного ущерба, который они наносят всем жителям, портя их шерсть, белье, еду и напитки".
Мария Сибилла Мериан родилась 4 апреля 1647 году во Франкфурте-на-Майне, некоторое время жила там, потом в Нюрнберге. Мать Марии Сибиллы, Йоганна Сибилла Хейм, была голландкой.
Отец Сибиллы, Маттеус Мериан Старший, был швейцарским художником, гравером и издателем. Приехав во Франкфурт он работал на издателя Иоганна Теодора де Бри, а в 1617 году женился на его дочери Марии Магдалене де Бри. После смерти тестя, Мериан унаследовал его издательский дом, через некоторое время стал горожанином Франкфурта и мог работать независимым издателем. Маттеус создавал детальные городские планы в собственном уникальном стиле. Он создал серию "Topographia Germaniae", включающую большое количество планов и видов городов, карты многих стран и географическую карту мира.
Маттеус Мериан Старший, отец Марии и его гравюра, изображающая Франкфурт в 1612 году
У Маттеуса и Марии Магдалины было восемь детей. Самые известные из них - Маттеус Мериан Младший и Каспар Мериан, которые тоже стали граверами и продолжили дело отца. Каспар Мериан считается одним из самых главных топографических граверов и издателей эпохи барокко
После смерти первой жены Маттеус Мериан Старший женился на Йоганне Сибилле Хейм. У них родилась дочь Мария. Когда Марие было три года, в 1650 году, ее отец умер от болезни.
Через год после смерти мужа, мать Марии вышла замуж за художника Якоба Марелля. Именно отчим, заметивший талант Марии, видимо, доставшийся ей от отца, дал ей художественное образование.
Якоб Марелль, отчим Марии
Якоб Марелль родился во Франкентале. В возрасте 10 лет вместе с семьей переехал во Франкфурт. У мальчика был талант к рисованию, и его отдали в ученики к Георгу Флегелю, который был мастером натюрморта. Узнав о высоких ценах на цветочные натюрморты, Марелль отправился учиться в нидерландский Утрехт.
Якоб Марелль создал самое большое количество гравюр, картин и рисунков различных сортов тюльпанов. Для того, чтобы как можно более тщательно рисовать цветы, Марелль снимал у одного торговца цветами небольшой дворик и выращивал там небольшой сад. Цветы на его работах написаны в основном с натуры. Все растения в саду художник выращивал сам. Сад был тайным, о нем никто не должен был знать, чтобы воры не выкопали драгоценные луковицы.
В то время сад в Нидерландах считался роскошью. Кичиться богатой одеждой и золотыми украшениями в Нидерландах считалось дурным тоном, поэтому богатые люди мерились не количеством бриллиантов на шее и пальцах, а красотой цветов в своих личных садах.
Якоб Марелль не был богат, поэтому быстро сообразил, что на живых цветах и луковицах можно заработать больше, чем на картинах. Марелль начал скрещивать тюльпаны, чтобы получить неведанные раньше сорта и подороже продать на бирже. Но садовник из него был не такой искусный, как художник, и результаты были посредственными. К счастью, Марелль это быстро понял и снова вернулся к живописи.
После "Тюльпановой лихорадки" Марелль вернулся во Франкфурт, где встретил прекрасную вдову Йоганну Сибиллу Хейм с маленькой дочкой и женился на ней. Он первым заметил талант падчерицы и начал его развивать.
Якоб Марелль. Цветочный натюрморт
Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан
Одаренными в художественном отношении личностями были не только отец и отчим Марии, но и ее мама. Йоганна Сибилла Хейм занималась вышивкой шелком, ее вышивки отличались хорошим вкусом и мастерством. Мария ей помогала. Вышивки мама и дочь делали на продажу. Поскольку шелк был дорогим, семья решила производить собственные нитки и занялась разведением шелкопрядов. Червей выращивали, кормили, сортировали — это дало возможность не только наблюдать за насекомыми, но и внимательно изучать их.
Позже в предисловии к своей книге "Метаморфозы..." Мария писала:
"В юности я обратилась к исследованию насекомых, я начала свою работу во Франкфурте-на-Майне с шелковичных червей, которые превращались в самых прекрасных бабочек — тех, что летали в течение дня, и тех, что, покидая тело гусеницы, летали ночью. Я подобрала всех, что нашла, чтобы изучить их трансформацию. Дабы сделать мои исследования более точными, я отказалась от любой помощи, и начала рисовать сама — и только с натуры. Вот так я собирала и рисовала на пергамене всех насекомых, что нашла во Франкфурте и Нюрнберге".
Портрет Марии Сибиллы Мериан на банкноте в 500 немецких марок до введения евро
В детстве Мария была любопытным ребенком в самом лучшем значении этого слова. Но не только любопытство сделало ее самой известной женщиной в науке 17 века. Мария была чрезвычайно трудолюбива. Свой знаменитый Studienbuch — рукописный журнал с изображениями живой природы — она вела в течение 40 лет, с 13 до 53. Когда она закончила его, там было 317 акварельных иллюстраций (этот альбом хранится теперь в Российской академии наук в Санкт-Петербурге).
Секрет успеха Марии Сибиллы Мериан абсолютно тривиален - талант, упорный труд, случай, место и время. Когда все эти условия сходятся в одной точке, успех гарантирован.
В Британии, где изучение природы возведены в культ, Марию Сибиллу Мериан знает даже большинство дошкольников.
Детская раскраска "Как самому нарисовать Марию Сибиллу Мериан"
Целое всегда состоит из частей, эта простая идея сделала творчество Марии таким важным для ученого мира. Пока другие исследователи делили живую природу на виды и классы, а художники рисовали с натуры, не изучая и не классифицируя ее, Мериан объединила научный и художественный подходы к изучению природы и показала тесную взаимосвязь между миром животных и растений, непрерывность этого взаимодействия, и отразила жизненный цикл разнообразных существ. Она показала, как из одних и тех же частей в процессе роста и развития создается что-то совершенно новое. Научный мир благодарен Мериан за то, что она направила его на верный путь.
Мария Сибилла Мериан. Одуванчик и кистехвост
В 16 лет Мария вышла замуж за ученика своего отчима, художника Иоганна Андреаса Граффа. У них родилось две дочери. Но жизнь домохозяйки не подходила для деятельной, любознательной Марии. Другая успокоилась бы, выйдя замуж и родив детей, и рисовала в альбоме для своего удовольствия. Мериан продолжала вести масштабную научную работу. Весь дом был заставлен коробками, банками, засушенными растениями, кухня стала ее лабораторией в прямом смысле этого слова. Здесь Мария занималась исследованиями.
Однако постепенно европейские насекомые были изучены, а семейная жизнь показалась Марии исчерпанной. В 1685 году она начала длительный бракоразводный процесс с мужем.
Вместе с дочерьми Мериан переехала в Амстердам, где женщинам разрешалось вести свой бизнес и зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Там ей удалось познакомиться с энтомологическими собраниями виднейших коллекционеров: "Я не видела в Голландии ничего более любопытного, чем разные насекомые, привезённые из обеих Индий, у меня было разрешение увидеть кабинет прославленных господ Николая Витсена, градоначальника Амстердама и директора Ост-Индиийской компании, а также господина Ионаса Витсена, секретаря городского управления. Я видела также кабинет редкостей господина Фредерика Рюйша, знаменитого доктора медицины, профессора анатомии и ботаники, и наконец, наряду со многими другими, — кабинет господина Левина Винсента, где увидела бесчисленное число насекомых, о которых, тем не менее, не было известно ни их происхождение, ни численность популяции, другими словами, каким образом гусеница превращается в боб, ни другие изменения. Все это убедило меня начать долгое путешествие в американский Суринам, жаркую и влажную страну, из которой люди, о которых я выше упоминала, получили большую часть своих насекомых".
Мериан отправилась в Суринам, когда ей было 52 года и провела там два года, изучая суринамских гусениц, червей, жуков и прочих насекомых. Местные власти не оказывали ей никакой поддержки. Ее не воспринимали всерьез, она ведь женщина. Поддержку ей оказывали только местные жители, помогая собирать интересные экземпляры. Но работать в жарком и влажном климате было тяжело, и Мериан вернулась домой раньше запланированного срока.
Вернулась она в Европу в 1701 году с богатым изобразительным материалом (ей удалось сделать 72 гравюры с натуры, в натуральную величину) и коллекцией засушенных насекомых. Она добавила к этим гравюрам зарисовки американских змей, ящериц, лягушек и жаб и показала их нескольким знакомым специалистам. Именно они убедили Мериан опубликовать ее рисунки, "полагая, что это самая красивая работа, что когда-либо была нарисована в Америке".
Книга Metamorphosis insectorum Surinamensium, изданная в Амстердаме в 1705 году, считается вершиной творчества Марии Сибиллы Мериан. Иллюстрации в ней раскрашены вручную самой Мериан и ее дочерьми.
Плоды банана Мериан прокомментировала так: "его используют как яблоко, и он имеет приятный вкус, как яблоки в Голландии. Он хорош как в вареном, так и в сыром виде"
Ветка лимона с насекомыми. Внизу в центре - клоп-краевик. У этих клопов прозвище - Flag-Footed Bug. Считается, что некоторые жуки машут яркими ногами, как флажками, чтобы отпугнуть хищников, а другие используют их в качестве "ловушек", чтобы заставить птиц клевать их, а не тело жучка.
Одна из самых странных жаб в мире, суринамская жаба имеет плоское тело. Самка несет на спине свои оплодотворенные яйца. Ее кожа покрывает каждое яйцо, чтобы защитить его. Из яйца выходит головастик, который затем становится крошечной жабой. Когда молодая жаба становится достаточно большой, она пробивает кожу и уплывает. Мериан был первым европейским натуралистом, описавшим это явление.
Мериан видела кайманов в Суринаме, и увезла несколько образцов в Амстердам, чтобы использовать их в качестве моделей для своих картин и продать голландским коллекционерам.
Эта акварель сочетает в себе традиции натюрморта конца семнадцатого века с интересом Мериан к экзотическим видам. Сине-белая фарфоровая чаша типична для голландского натюрморта этого периода, а манакин с синей спинкой - уроженец Суринама.
Иллюстрации из Королевской коллекции.
|
</> |