МАРГИНАЛИИ СОБИРАТЕЛЯ. III. СОФИЯ ПАРНОК.
lucas_v_leyden — 03.06.2013 С легкой руки И. Н. Розанова в нашей науке образовалась не слишком многолюдная, но все же отчетливая традиция изучения литературных репутаций; меня же, в связи с этим, много лет интересуют репутации собирательские – не в рассуждении сопоставительного рейтинга коллекционеров (с этим все более-менее понятно), а в смысле привлекательности авторов.На рубеже 1980-х и 1990-х годов умозрительная репутация поэта в библиофильской среде прямо следовала из его отношений с советской властью: книжники, по умолчанию бывшие в оппозиции, инстинктивно чурались покойных штрейкбрехеров. Гумилев был уважаем чрезвычайно, за Цветаеву на аукционах дрались не на жизнь, а на смерть; Демьян же Бедный не был нужен никому в принципе. Пограничные случаи в виде Блока или Брюсова рассматривались индивидуально – но по большей части книги их были находимы и доступны по цене (надо сказать, что в этом узком и хрупком пространстве достаточно было появиться одному значительному собирателю, наподобие сегодняшнего юбиляра, чтобы сместить баланс сил). Впрочем, уже по истечении нескольких лет (и по мере отвердевания книжного гуляй-поля, образовавшегося после кончины СССР), стало понятно, что за этим рейтинговым механизмом скрываются не в пример более мощные хтонические силы. Одним из следствия их влияний сделалась чрезвычайно высокая репутация Софии Яковлевны Парнок в коллекционерской среде.
Понять это умом довольно трудно: магистральная ее аудитория – женская, а все-таки леди нечасто опускаются до наших пыльных и пленительных занятий. Но факт остается фактом – за единственным исключением все ее книги встречались в продаже довольно-таки редко и стоили немало. Я никогда специально ее не собирал, но и от предложений не отказывался, так что некоторое время назад, закрыв последнюю лакуну, обнаружил себя владельцем полного комплекта ее прижизненных изданий.
1. Парнок С. Стихотворения. Пг. 1916
Первая книга стихов, изданная тиражом в 550 экземпляров. Исключительно изящно отпечатанное издание никогда не было особенной редкостью, но в безупречном состоянии (как у меня) встречается не слишком часто.
2. Парнок С. Розы Пиерии. Антологические стихи. М. – Пг. «Творчество». 1922.
Любопытна судьба поэтической серии издательства «Творчество» (в которую, кроме Парнок, входят Сологуб, Липскеров, Абрамов и кто-то еще) – книги изданы очень хорошо, не слишком большим тиражом (2800 – 3000 экземпляров). Более того, все они – с пестренькими суперобложками работы талантливого книжного графика Владимира Николаевича Левитского (1879—1942) – а суперобложка (на мой взгляд – вредный и тупиковый элемент книжного дизайна) – то, от чего млели сердца многих поколений советских библиофилов. И вот, несмотря на все, книги эти всегда встречались в изобилии по самым низким ценам и только в последние годы немного подобрались. Среди прочего, книжка эта интересна бойкостью объявленных планов автора – в ней анонсируются несостоявшиеся сборники «Мед столетий» и «Сверстники. Письма о русской поэзии».
3. Парнок С. Лоза. Стихи 1922 года. М. «Шиповник». 1923.
Мне хорошо известна целая плеяда библиофилов, считающих В. Фаворского крупнейшим мастером книги. Признаться, эту точку зрения я не могу разделить, но сделанная им обложка к «Лозе» действительно хороша. Книга не слишком редкая, мой экземпляр ничем не примечателен.
4. Парнок С. Музыка. М. «Узел». 1936
Этот экземпляр я уже демонстрировал раньше, рапортуя о покупке полного комплекта поэтической продукции «Узла» в издательском футляре. Это издательство вообще (и эту книгу в частности) я очень люблю – в том числе, как последний вздох вольного книгопечатания перед многолетним упадком. Экземпляр «Музыки» у меня безупречный, но я держу и еще один, довольно ветхий, - с автографом Парнок Анне Ивановне Ходасевич.
5. Парнок С. Вполголоса. М. «Узел». 1928
А это, напротив, самая редкая ее книга: изданная тиражом в 200 экземпляров, да еще, кажется, и прихваченная цензурой. Мой экземпляр № 35, с дарственной надписью и авторской правкой в тексте. Адресат автографа – Валентина Иосифовна Рамм (1888—1968) – композитор и музыковед, написавшая, среди прочего, музыку на стихи Парнок (о которой и говорится в инскрипте). Я купил ее осенью прошлого года, причем при запоминающихся обстоятельствах: мы были в Лапландии, в деревеньке Pello, посреди длинного автомобильного перегона. Сидя с чашками на веранде под незаходящим солнцем, мы смотрели на волны быстрой Торнийоки, гуляющих по берегу полярных оленей, расцветающую заполярную жизнь – и в этот момент мне позвонили из Москвы и предложили эту книгу.
|
</> |