МАРГИНАЛИИ СОБИРАТЕЛЯ. III. СОФИЯ ПАРНОК.

топ 100 блогов lucas_v_leyden03.06.2013 С легкой руки И. Н. Розанова в нашей науке образовалась не слишком многолюдная, но все же отчетливая традиция изучения литературных репутаций; меня же, в связи с этим, много лет интересуют репутации собирательские – не в рассуждении сопоставительного рейтинга коллекционеров (с этим все более-менее понятно), а в смысле привлекательности авторов.
      На рубеже 1980-х и 1990-х годов умозрительная репутация поэта в библиофильской среде прямо следовала из его отношений с советской властью: книжники, по умолчанию бывшие в оппозиции, инстинктивно чурались покойных штрейкбрехеров. Гумилев был уважаем чрезвычайно, за Цветаеву на аукционах дрались не на жизнь, а на смерть; Демьян же Бедный не был нужен никому в принципе. Пограничные случаи в виде Блока или Брюсова рассматривались индивидуально – но по большей части книги их были находимы и доступны по цене (надо сказать, что в этом узком и хрупком пространстве достаточно было появиться одному значительному собирателю, наподобие сегодняшнего юбиляра, чтобы сместить баланс сил). Впрочем, уже по истечении нескольких лет (и по мере отвердевания книжного гуляй-поля, образовавшегося после кончины СССР), стало понятно, что за этим рейтинговым механизмом скрываются не в пример более мощные хтонические силы. Одним из следствия их влияний сделалась чрезвычайно высокая репутация Софии Яковлевны Парнок в коллекционерской среде.
      Понять это умом довольно трудно: магистральная ее аудитория – женская, а все-таки леди нечасто опускаются до наших пыльных и пленительных занятий. Но факт остается фактом – за единственным исключением все ее книги встречались в продаже довольно-таки редко и стоили немало. Я никогда специально ее не собирал, но и от предложений не отказывался, так что некоторое время назад, закрыв последнюю лакуну, обнаружил себя владельцем полного комплекта ее прижизненных изданий.

79.03 КБ 60.52 КБ

1. Парнок С. Стихотворения. Пг. 1916
Первая книга стихов, изданная тиражом в 550 экземпляров. Исключительно изящно отпечатанное издание никогда не было особенной редкостью, но в безупречном состоянии (как у меня) встречается не слишком часто.

153.61 КБ 33.66 КБ

2. Парнок С. Розы Пиерии. Антологические стихи. М. – Пг. «Творчество». 1922.
Любопытна судьба поэтической серии издательства «Творчество» (в которую, кроме Парнок, входят Сологуб, Липскеров, Абрамов и кто-то еще) – книги изданы очень хорошо, не слишком большим тиражом (2800 – 3000 экземпляров). Более того, все они – с пестренькими суперобложками работы талантливого книжного графика Владимира Николаевича Левитского (1879—1942) – а суперобложка (на мой взгляд – вредный и тупиковый элемент книжного дизайна) – то, от чего млели сердца многих поколений советских библиофилов. И вот, несмотря на все, книги эти всегда встречались в изобилии по самым низким ценам и только в последние годы немного подобрались. Среди прочего, книжка эта интересна бойкостью объявленных планов автора – в ней анонсируются несостоявшиеся сборники «Мед столетий» и «Сверстники. Письма о русской поэзии».

46.93 КБ 33.22 КБ

3. Парнок С. Лоза. Стихи 1922 года. М. «Шиповник». 1923.
Мне хорошо известна целая плеяда библиофилов, считающих В. Фаворского крупнейшим мастером книги. Признаться, эту точку зрения я не могу разделить, но сделанная им обложка к «Лозе» действительно хороша. Книга не слишком редкая, мой экземпляр ничем не примечателен.

38.55 КБ 31.02 КБ 36.87 КБ

4. Парнок С. Музыка. М. «Узел». 1936
Этот экземпляр я уже демонстрировал раньше, рапортуя о покупке полного комплекта поэтической продукции «Узла» в издательском футляре. Это издательство вообще (и эту книгу в частности) я очень люблю – в том числе, как последний вздох вольного книгопечатания перед многолетним упадком. Экземпляр «Музыки» у меня безупречный, но я держу и еще один, довольно ветхий, - с автографом Парнок Анне Ивановне Ходасевич.

40.29 КБ 30.47 КБ 31.84 КБ

5. Парнок С. Вполголоса. М. «Узел». 1928
А это, напротив, самая редкая ее книга: изданная тиражом в 200 экземпляров, да еще, кажется, и прихваченная цензурой. Мой экземпляр № 35, с дарственной надписью и авторской правкой в тексте. Адресат автографа – Валентина Иосифовна Рамм (1888—1968) – композитор и музыковед, написавшая, среди прочего, музыку на стихи Парнок (о которой и говорится в инскрипте). Я купил ее осенью прошлого года, причем при запоминающихся обстоятельствах: мы были в Лапландии, в деревеньке Pello, посреди длинного автомобильного перегона. Сидя с чашками на веранде под незаходящим солнцем, мы смотрели на волны быстрой Торнийоки, гуляющих по берегу полярных оленей, расцветающую заполярную жизнь – и в этот момент мне позвонили из Москвы и предложили эту книгу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Откровенно говоря – просто праздник, какой-то! Улицы наполняются яркими цветными плакатами, тонны макулатуры различного содержания раздаются прохожим студентами, обрадованными возможностью лишнего заработка. Прямо таки какая-то мистерия, ...
Итак, прошло два года, как я здесь. Можно подвести некоторые итоги, а также прикинуть, что меня ждет в будущем. Как человек технического склада ума, я предпочитаю все выражать в цифрах. Я сам для себя поставил три одинаково важных параметра успешной эмиграции: статус, язык и уровень ...
Вот уж я не знал, что есть такой праздник. А он, оказывается, есть! У каждого своя шкала оценки. Лично по мне, самый лучший - Дэниэл Крейг. На второе место поставлю Тимоти Далтона - они с Крейгом похожи по серьёзности в подходе к исполнению роли. Мур - самый комедийный, Коннери - ...
...
Описывая жизнь в Берлине на рубеже 19-20-го веков, Вальтер Беньямин вспоминает ежегодные празднования Дня Пикапа. Какое слово мы заменили в предыдущем предложении? Картинка ниже не содержит подсказки и поставлена для того, чтобы читатели, у которых не срабатывает тег lj-cut , не ...