Манифест нового образования

В связи с бурной реакцией на новые предложения по реформированию школы, мне кажется, уместно разместить здесь этот текст.
Дело в том, что никакие законы об образовании и стандарты образования не могут повлиять на реальную сттуацию. Надо понять и признать, что школа потеряла монополию на знание, а государство монополию на власть. Имитация власти пораождает множество имитаций: имитацию модернизации, имитацию инноваций, имитацю реформ. Власти пытаюся делать вид, что знают чему учить, а учителя пытаются делать вид, что учат.
Не верю!
Манифест нового образования
Призрак бродит по планете. Призрак "нового образования"... Все
прежние поколе-ния прошедших по земле людей знали, чему учить
потомков... Мы - первое поколение, ко-торое этого не знает...
Знания устаревают быстрее, чем мы успеваем их передать...
Нам в общих чертах известны стадии, пройденные современной
цивилизацией. Мы имеем более или менее отчетливое представление об
уровнях человеческого созна-ния, соответствующих этим стадиям.
Известно также, что стадии эти (и соответствую-щие им типы
сознания) не исчезали бесследно, но сохранялись, наслаивались друг
на друга и непрерывно взаимодействовали. Естественно при этом, что
в современном мире, где сосуществуют (причем не только «мирно»!)
обломки культур и соответствующих им способов освоения мира, нет
никакой ясности.
Каждой из пройденных стадий соответствовало свое специфическое и
самодоста-точное, полное, непротиворечивое и исчерпывающее (т.е.
«закрытое») представление об образовании и свои формулировки его
целей. На каждом этапе цивилизации – свои, осо-бенные. Современный
цивилизационный кризис и связанный с ним кризис сознания
проявляется в том, что вместе с целостностью общих представлений о
мире разрушена и целостность представлений о том, что такое
«образование» и каковы его цели. И в наше время может существовать
только «открытое» представление об образовании. Для удоб-ства будем
называть этот феномен эпохи «информационного взрыва» «НОВЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ».
Новое образование – явление не специфическое, оно не может
быть выделено ни как отдельная сфера отвлеченного знания, ни как
самостоятельная область практиче-ской деятельности.
Новое образование – явление не самодостаточное, оно не может
существовать вне взаимодействий с другими явлениями ноосферы.
Новое образование – явление неполное, внутренне противоречивое, не
претен-дующее на окончательность предлагаемых ответов на вопросы и
решений проблем.
С позиций нового образования – целью образования может быть только
само об-разование, приобретающее характер ведущего фактора
социальной эволюции человека, которая на рубеже ХХ-ХХI веков
приходит на смену эволюции биологической.
Идеалом образованного человека представляется человек, бесконечно
самообра-зовывающийся. А задачи нового образования формулируются
специально в каждом конкретном специфическом случае.
В сущности, новое образование воплощает в реальность волшебный мир
сказки, в котором наряду с конкретными задачами герои учатся
выполнять задачи, описываемые формулой: «Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что».
Мы можем исходить из гипотезы о том, что переживаемый момент –
только один из этапов и современный кризис ведет к новой стадии
развития цивилизации.
Но с той же долей вероятия можем предположить, что кризис
окончательно и бес-поворотно ведет к гибели цивилизации,
самоуничтожению вида homo, оказавшегося ту-пиковой ветвью эволюции.
Выбор зависит от нашего личного настроения в данную ми-нуту и/или
общего умонастроения той социальной группы, к которой мы
принадлежим.
Будучи в оптимистическом умонастроении, характерном для
экономически ак-тивных людей, мы склоняемся к первой из гипотез. И
берем на себя смелость высказать предположение о том, что выход из
современного кризиса цивилизации завершает «пре-дысторию» (которая
была всего лишь этапом эволюционного становления человека как вида
животного). Современный информационный взрыв, как можно
предположить, есть начало следующего этапа – уже настоящей истории,
когда общественное животное homo в социальной эволюции становится в
полной мере человеком.
Остается только смириться с множеством взаимно дополнительных
определений, сводящих «смысл образования» к формуле: «образование
для образования», подобно тому как «смысл жизни» сводится к формуле
«жизни для жизни».
Источник: http://www.sovsemi.ru/node/2760
|
</> |