Манежное лошадиное чтение

После показа фильма А. Невзорова «Манежное лошадиное чтение» (Lectio Equaria Palaestra на латыни) блогосфера буквально взорвалась от количества сообщений комментирующих данный фильм. На автора фильма, кажется, вылились моря справедливых и не справедливых обвинений, и не было однозначного мнения.
Посмотрев фильм и сев за написание комментария я решил отбросить все, как я считаю, лишние: стиль и оформление фильма, который, по моему мнению, ну никак не тянул на научно-популярный...
Что же можно посчитать основным фактом?
Да тот факт, что лошади являются разумными животными. На протяжении всего фильма утверждается, что лошадь умеет читать и писать. Трудно сказать, правда, это или нет. То, что животные, «братья наши меньшие» отнюдь не глупые бездумные машины может убедиться любой человек, даже владелиц каких-нибудь черепашек или раков отшельников.
Но то, что лошадь способна разумно составлять из букв-табличек слова на латинском языке кажется невероятным. Можно строить сотни версий, что это за феномен: трюк, обманка, фокус, или какая-то хитрая дрессировка.
В статье за 2008 год журнала «Животные» (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15268/) приводиться весьма интересная трактовка - утверждается, что один из «говорящих» коней, Умный Ганс «..не умел ни считать, ни читать, просто он умел хорошо наблюдать и сопоставлять результаты наблюдений с тем, что хотел хозяин или экзаменатор…»
Фильм дает нам однозначный ответ – лошадь разумна и именно поэтому способна решать задачи составления слов из букв, но вместе с этим, я обратил внимание на то, что авторы фильма не приводят ни одного источника информации, главным из которых, как мне кажется, должны быть не труды средневековых алхимиков или немецких ученых начала двадцатого века, а та методика обучения лошадей, если она существует, которая помогла достичь таких результатов.
И пока все карты не будут раскрыты, с уверенностью ничего нельзя будет утверждать.