Мандалай: аварийная посадка нормального человека и нормального самолета

Позавчера, 12 мая 2019 года , в 7.30 утра по местному времени, от
взлетной полосы Аэропорта Мингаладон - главной воздушной гавани
юго-восточно-азиатского государства Мьянма (ранее Бирма),
расположенной в окрестностях крупнейшего города страны -
пятимиллионного Янгона, взлетел авиалайнер Embraer E190LR
авиакомпании Myanmar National Airlines с регистрационным
номером XY-AGQ и взял курс на второй по населению город страны -
Мандалай, известный, в первую очередь по хиту Робина Уильямса 2000
года. На борту авиалайнера бразильского производства находились 82
пассажира и экипаж в составе 7 человек (3 пилота и 4 стюардессы),
во главе с командиром корабля Мятом Моу Ауном (Myat Moe Aung).
Рейс UB103 должен был завершится посадкой в Мандалае в 8.40 по местному времени, но на подходе к аэропорту полуторамиллионного города обнаружилось, что передняя стойка шасси напрочь отказывается выпускаться. Тогда экипаж принял решение сжигать топливо и сообщил диспетчерам Мандалая об аварийной ситуации. Те не стали тратить время зря и на ВВП рейс из Янгона уже ждали три пожарных машины и спасатели. Посадка прошла в 9.09 без происшествий, хотя по видео, снятым одним из пассажиров, можно предположить, что произошло возгорание проводки и в внутрь салона попал белый дым. Особой давки при эвакуации пассажиров не было, на выходе их уже ждали представители наземных служб.. Также никто не рвался брать вещи, что, кстати, странно, так как у них было время достать свой багаж из полок, но, видимо, никто не решился оспаривать инструкции, данные пассажирам стюардессами о необходимости покидать самолет налегке.
Руководство авиакомпании уже высказало слова благодарности пассажирам и пилотам.
Помимо дисциплинированности пассажиров, четкой работы спасательных служб и высочайшего профессионализма пилотов, стоило бы отметить еще одну интересную техническую деталь - аварийные трапы - упругие и с крупным бортами. Как все помнят, трапы "суперджета" просто опасны для эвакуирующихся пассажиров - они очень сильно проседают и не имеют надежных ограничений по бокам, таким образом, при эвакуации из горящего "сухого" в Шереметьево люди, в том числе, сваливались с трапа на землю. Вторая особенность - пара небольших дверей в середине салона, позволяющих пассажирам в случае аварийной посадки выходить на крыло.
Пара слов о самолетах Embraer семейства E-Jet и, конкретно этом самолете в частности. В E-Jet входят четыре модели региональных самолета средней дальности - Е170/Е175/Е190/Е195, различающихся пассажировместимостью и, также, модификации повышенной дальности. Максимальная вместимость E190 составляет 96 человек в двухклассной компоновке, 100 человек в одноклассной компоновке с расстоянием между сидениями в 32" и 114 - в 30". Кресла в эконом-классе самолета расположены по 4 в ряд. Таким образом, E190 по вместимости практически идентичен "сухому" (у того в двуклассной компоновке максимальная вместимость 88 человек, а в одноклассной - 108).

Экипаж рейса UB103
Поставки самолетов семейства E-Jet начались в 2004 году, на текущий момент заказчикам сданы 1 496 самолетов, еще на 206 есть заказы. В прошлом году начались поставки второго поколения этих самолетов. 5 самолетов поставлено, 193 заказа выполняются.
За 15 лет эксплуатации сотен бразильских авиалайнеров этой модели с ними произошло всего 9 происшествий, из которых три повлекли человеческие жертвы:
- 24 августа 2010 года Е190 китайской авиакомании Kunpeng
Airlines в условиях густого тумана совершил посадку в аэропорту
города Харбин, выкатился за пределы взлетной полосы, разрушился и
загорелся. Несмотря на то, что к месту катастрофы очень быстро
прибыли спасатели, погибло 42 человека, 54 выжило. Президент
авиакомпании ушел в отставку, а через три дня компания была
переименована в Henan Airlines, дабы не напоминать пассажирам о
неприятном инциденте.
- 29 июня 2011 года на еще одном Е190, эксплуатирующемся в Китае,
на этот раз авиакомпанией Tiajin Airlines, шесть террористов,
угрожая взорвать самолет, объявили о его угоне, но возмущенные
такой наглостью пассажиры, обезоружили нападавших, по ходу дела
забив двух до смерти. Прямо на лету !
- 29 ноября 2013 года командир T190 мозамбикской авиакомпании LAM
в небе над Намибией, улучив момент, когда второй пилот выйдет в
туалет, запер дверь в пилотскую кабину и воткнул самолет в землю.
Никто не выжил.

Повреждения носовой части самолета
Е190 с регистрационным номером XY-AGQ был произведен в Бразилии ("эмбраеры" также собираются в Китае) в декабре 2008 года. После нескольких месяцев эксплутации в австралийской и итальянской чартерных компаниях, он отправился в США, где 4 года летал в ливрее регионального перевозчика Republic Airlines, а в 2012 оказался в Бирме, извините, в Мьянме.
В Мьянме 10 авиакомпаний, Национальные Авиалинии Мьянмы - крупнейшая из них. Это государственная компания - национальный перевозчик. Флот компании состоит из 18 самолетов, флагманы флота - 4 Boeing 737-800. Компания осуществляет полеты в Китай, Индию, Сингапур, Гонконг, Таиланд, а также по стране.
Возвращаясь к вчерашней (или уже позавчерашней) аварии, хочу указать на комментарии к видео. Там все прекрасно ! Ситуация настолько кричащая, что даже кремлеботы не нашли ничего лучшего, как заскулить на тему - "Ну вот, и у хваленых эмбраеров тоже не все так гладко". Ну да, не все. И даже размер потерь пассажиров у "сухого" и "эмбраеров" примерно одинаков - 75 против 86 у "нашего"). Только вот эксплутируются бразильцы 15 лет против 8 у нашего и численность их флота, задействованого для регулярных пассажирских перевозок примерно в 14 раз больше. То есть, шанс погибнуть на борту самолета семейства T-Jet примерно в 30 раз меньше, чем если вы будете летать на "суперджетах".