Малые северные народы. Вепсы.
id77 — 13.10.2023 Здравствуйте уважаемые.В прошлый раз закончили с вами с Хантами:https://id77.livejournal.com/5283833.html, а до этого с Манси.
Предлагаю сегодня поговорить еще про один финоугорский народ - про вепсов. Интереснейшие люди
Вепсы — финно-угорский малочисленный народ Карелии. В 2006 году был включен в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, Российской Федерации.
Ученые до конца не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они произошли в процессе формирования других прибалтийско-финских народов, отселились от них и расселились на юго-востоке Приладожья.
Самоназвание народности – vepsä, vepsläižed, bepsä. В славянских летописях их называли «весь». Описывая поход князя Олега на Смоленск, летописец пишет, что правитель «взял с собой варягов, чудь, словен, мерю, весь и кривичей». Предполагают, что весь – это вепсы или одно из вепсских племен.
С вепсами отождествляют «народ бьярм», некогда населявший побережье Белого моря. Упоминание о бьярмах встречается у скандинавов. Неутомимый путешественник Оттар из Холугаланда во время странствий открыл богатую страну Биармию, населенную сильными колдунами, повелевающими стихиями. Об этом викинг писал своему нанимателю – королю Англии Альфреду Великому. Страна Биармия лежит к северу от Финляндии – государства финнов.
Предки вепсов жили на территории, простиравшейся от берегов Онежского озера на севере до Череповца на юге и Ладожского озера на востоке. По вепсским землям пролегал торговый путь «из варяг в греки». По речной системе вепсы мигрировали на северо-восток, заселяя север Новгородского княжества и Заволочье. Пришельцев назвали заволочской чудью. До 1917 года в документах Российской империи вепсы не выделялись в отдельную народность и обозначались как чудь.
Существует 3 этнографические группы народа:
южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.
В России живет около 5936 вепсов, из них на Карелию приходится 3423 человека.
Вепский язык относится к финской языковой группе уральских языков и является самым восточным из них. Вепсский язык делят на 3 диалекта: северный, центральный и южный. На северном говорят в Карелии и некоторых деревнях Ленинградской области. На центральном – в Лодейнопольском районе, на южном – в Бокситогорском районе той же области.
Так как до 1917 года вепсов не отделяли от чуди, то вепсский язык среди других уральских языков был признан одним из последних.
Вепсские имена и фамилии – это русские имена с измененным по правилам вепсского языка произношением. Григорий – Grigoi, Макар – Makoi, Никита – Mikit, Валентина – Val'oi, Ирина – Iroi
Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов — калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.Из жидких блюд едят похлебки, различные супы
Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.
Девушки и женщины издавна носили рубаху с юбкой. Нижняя часть рубахи (станушка) шилась из льняного грубого полотна, подол украшали красной вышивкой. Верхние юбки были с полосатым рисунком, широкой цветной каймой, достигавшей иногда 2/3 всей юбки. Подол праздничной юбки затыкали иногда за пояс, чтобы выставить напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбок подвязывали передники, пояса. Позже женщины начали носить кубовые, синие сарафаны, «парочку» — юбку из фабричной ткани и кофту-казачок. Из украшений вепсские женщины носили кольца, серьги из металла, стеклянные бусы. Замужние надевали головные уборы сороки, повойники, сборники. Шили их из парчи, украшали вышивкой золотыми нитями, блестками, бисером. Богатую вышивку наносили и на другие элементы женской одежды.
Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.
Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы — лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.
Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.
Предки вепсов были рыболовами, охотниками и собирателями. Они строили дома-землянки на берегах рек и озер. Внутри находились спальные места. Когда племена перешли к оседлой жизни, стали строить дома срубного типа. Внутри делали очаг для приготовления пищи, оборудовали места для сна и ремесел. Традиционными занятиями стали земледелие, скотоводство, рыболовство.
Коренная религия вепсов – шаманизм и анимизм. Проявляется в вере в одушевленность животных, растений, камней, предметов быта. Главные духи населяли лес, реку. Еще вепсы поклонялись богине весны и плодородия, богу грома и молний. Верили, что после смерти душа продолжает жить так же, как и при жизни, поэтому хоронили умерших в курганах, по форме и размерам напоминавших обычное жилище.
Вепсских шаманов, как и финских, называли ноидами. Они выступали в роли целителей и защитников от злых духов. Ноид призывал на помощь благожелательных духов и совершал путешествия между мирами, посещая верхний и нижний миры. До Второй мировой войны ноидами были только мужчины.
Контакты со славянами привели к распространению православной веры среди коренных народов. Поэтому официальная религия – православие. На бытовом уровне она сочетается с верой в домашних духов: домового, гуменника, банника.
У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.
По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.
Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.
Вообще культура интересная.
Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Ленинградской области.
Ну и напоследок несколько известных вепсов.
Александр Свирский — православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
Раиса Лардот — финская писательница.
Абрамов, Николай Викторович — известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр
Приятного времени суток.
|
</> |