Малые северные народы. Эвенки

топ 100 блогов id7727.10.2023 Здравствуйте уважаемые.
Уж коль в прошлый раз говорил об Эненах:https://id77.livejournal.com/5309078.html
то вполне понятно, что в этот раз поговорим об Эвенках. Как я уже вам сообщал, народы хотя и родственные. но, все-таки разные.
Это коренной народ Восточной Сибири тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны под иными названиями
Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми :-)
Малые северные народы. Эвенки
Раньше у нас их называли тунгусами. Само слово «тунгус» встречается в русскоязычной литературе с XVI века. В разных регионах использовались этот народ называли по-разному. Например, орочёны – в Забайкалье, мурчены – в Бурятии, илэ – в Приангарье.
Тунгусами называли представителей сразу нескольких племен Нижнего Амура и даже маньчжуров. Лишь в 1930-х в оборот официально вошел этноним, основанный на самоназвании народа, – «эвенкил» - что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов»
Предками эвенков историки считают оленеводов увань. В V-VII веках они кочевали за Байкалом. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов».
Малые северные народы. Эвенки
В результате расселения сформировались две большие условные группы эвенков – западная (в Западной и Средней Сибири) и восточная (в Забайкалье и на Дальнем Востоке). Первые попали под влияние самодийцев и тюрков, вторые – китайцев и монголов. Это отразилось на их культуре и обычаях. Например, в отличие от жителей Востока, люди с Запада могли носить татуировки на лицах.
О распространенности народа можно сужить хотя бы потому. что большая часть топонимов территорий горно-таёжного ландшафта Сибири происходит из языка северных тунгусов. И даже само слово «Сибирь», по некоторым источникам, произошло от эвенкийского и охватывает значения-концепты «земля, мир, вселенная». От слов-концептов языка и мировоззрения северных тунгусов образованы крупнейшие сибирские гидронимы: Лена — от Эенэ — «Основное, главное течение», Енисей — Эенэhи — «Основным течением являющаяся», Амур — «Большая река»[36].
Ну и многие иные топонимы. Алдан —от Олдон — «Боковая», «Сбоку (хребтов) текущая»; Шилка — Силки, Шилки — «Узкая долина»; Чита — Читэ — «Глинистое место»; Сковородино — Кэвэрдэнэ — «Место с большими открытыми болотистыми (либо травяными) равнинами»; Тында — «Место удобное для свободного выпаса (оленей)» и так далее.
Малые северные народы. Эвенки
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь. Особые знаки существовали на охоте.
Это один из самых крупных малых северных народов нашей страны. На планете насчитывается более 77 тысяч представителей этого народа. Из них половина - 38 396 проживают на территории России. Они населяют почти всю Сибирь от Енисея до Охотского моря и от Амура до моря Лаптевых.
Малые северные народы. Эвенки
Больше всего российских эвенков живёт в Якутии – 18 232 человека. В Красноярском крае насчитывается 4,6 тысячи эвенков, в Хабаровском – 4,5 тысячи, в Бурятии – 2,3 тысячи, в Амурской области – 1,5 тысячи.
Также эвенки живут в других странах Азии.
Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:
Малые северные народы. Эвенки
Байкальский.
Катангский.
Центрально-азиатский.
Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:
средний рост;
непропорциональное телосложение;
округлая форма лица;
широкие дугообразные брови;
узкие темно-коричневые глаза;
широкий плоский лоб;
выдающиеся скулы;
заостренный подбородок;
широкий рот;
черные жесткие волосы;
слабая растительность на лице и теле.
Малые северные народы. Эвенки
Называли эвенков и «аристократами Сибири» в том числе и за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Малые северные народы. Эвенки
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.
Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.
Малые северные народы. Эвенки
Традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор.
Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.
Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом эвенки относились к медведям, считали, что медведи умеют превращаться в людей и понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно. В год разрешалось убивать только определенное число медведей, и только соблюдая определённые правила. Нельзя было нападать на спящего медведя. А подходя к берлоге, нужно было отвести от себя и соплеменников подозрения в убийстве. Например, сказать: «Не тунгус к тебе пришел, а якут».
Малые северные народы. Эвенки
Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое.
Эвенки – народ православный, но русские не сразу начали обращать этот народ в православие. В XVII веке туземцев старались не крестить, ведь по тогдашним законам с крещёного человека нельзя было взимать ясак. Поэтому туземцев перед крещением подвергали строгим экзаменам.
В XVIII веке политика государства изменилась. В Сибири начали работать миссионеры. Они строили храмы, переводили на местные языки священные тексты и крестили местное население на ярмарках (тогда это были места с самыми массовыми скоплениями тунгусов). Тогда многие из них приняли православие чисто формально. Но сейчас это самый христианизированный народ Севера. И большинство из них православные не по привычке, а по глубокой вере.
Малые северные народы. Эвенки
Интересные обряды у них есть. Обряд Синкэлэвун предшествует охоте. Для удачной охоты шаман сплетает из прутьев изображение зверя и стреляет в него из лука. Если стрела попала в цель, охота будет удачной. Охотнику остаётся только пойти в лес и повторить меткий выстрел.
Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.
Ещё одним тотемным животным для эвенков является ворон. Эвенки верили, что все вороны – это бывшие люди, которых боги превратили в чёрных птиц за нехорошие поступки. При этом ворон и медведь в представлении эвенков являются противниками, но ворон всегда сильнее. Поэтому, охотясь на медведя, эвенки мазали лицо чёрной сажей и размахивали руками, подражая воронам.
Эвенки также уважали оленя. В некоторых эвенкийских поселениях оленей до сих пор хоронят, как людей. Во время погребальных обрядов эвенки приносили оленей в жертву.
Малые северные народы. Эвенки
Взрослых людей эвенки хоронили в земле, а детей – на деревьях. Это потому, что дети, в представлении эвенков, слишком слабы, чтобы самостоятельно перенестись с земли на небо, а с деревьев их может подхватить и доставить в верхний мир птица.
Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.
Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти.
Малые северные народы. Эвенки
Любимый праздник эвенков – Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы - в самом начале лета. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал. А также шесть ночей подряд танцевали Косегор, Дэвэйдэ, Ехарио.
Со временем Бакалдын переродился в праздник встреч. Его проводят по очереди в разных селениях обычно по три дня подряд.
Ну и осталось вспомнить еще несколько известных эвенков
Писатели Николай Оегир и Алитет Немтушкин
Известный следопыт Улукиткан (Семён Григорьевич Трифонов)
Малые северные народы. Эвенки
снайперы Иван Кульбертинов и Семён Номоконов
Малые северные народы. Эвенки
автор-исполнитель Олег Чапогир
ученая Агния Романова.
Вот такой интересный народ
Приятного времени суток.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Синоптики не обманули, у нас потеплело до -8. После недельных каникул вставать утром на работу тяжело :) На работе тепло, хотя я думала, что будет холодно и оделась, как капуста :) Цветы пережили новогодние каникулы нормально. Сегодня всех полила. На кормушке было столпотворение. Не ...
Послушал Монеточку. Внимательно и всё, что нашёл. Очень слабое для профи. Даже для любителей - слабо.. Девчонка мила, забавна, пока не испорчена, но в музыкальном смысле там пока ноль. Хипстерам нужены новые флаги, поэтому поднимут, понесут, назовут открытием, лучшим альбомом. Как и с ...
В посылке приехали: Шампунь для густоты волос Cremo Пенка для умывания с липосомальным витамином С  Vita-C от Missha Восстанавливающий шампунь Ocean Surf от Alba Botanica Кетчуп от Fody Тонирующий бальзам для губ от Burt*s Bees Горячий шоколад от Equal Exchange Прокладки с ...
Небольшой опрос: если бы вам, как Данте, предстояло совершить известное путешествие сквозь дремучий лес посвящения, таящий столь много ловушек и преград -   кто был бы вашим Вергилием? вы можете назвать любую реальную личность, ...
Справа на стуле, мой дед Зыбенко Григорий Павлович. Ушел добровольцем в 1942 году. Участвовал в боях за освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Югославии и Австрии, ...