Малевич и не только в ГЭС-2
elen_namira — 28.06.2024В Доме культуры «ГЭС-2» открылась масштабная выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до "ГЭС-2"». Этот проект придумал знаменитый итальянский куратор Франческо Бонами, сокуратором выступила Зельфира Трегулова. Это альтернативная версия истории искусства ХХ века от кураторов выставки, российского и отчасти мирового, где впервые громкие произведения русского авангарда соседствуют с шедеврами, с одной стороны, Айвазовского и Куинджи, а с другой — Пикассо и Бэкона, Уорхола и Баския, Кифера и Гормли, Булатова и Кабакова. «Выставка о том, как «Черный квадрат» Малевича, предвещавший конец живописи, навсегда изменил и само искусство, и наше отношение к нему.«
Франческо Бонами:
— Идея выставки возникла давно. Впервые оказавшись в «ГЭС-2», я стал наблюдать, как посетители ходят по зданию, взаимодействуют с ним, делают селфи — не было ощущения, что они ищут, где тут искусство. Конечно, с тех пор многое изменилось, перевернулось с ног на голову несколько раз, но то, как люди взаимодействуют с этим зданием, осталось прежним: это общественное пространство, куда люди идут встречаться, проводить время. Размышляя о здании ГЭС-2, о том, как возникла его архитектура, я задумался о том, как вообще изменились музейные пространства за последние 100–120 лет, и у меня в голове сложилась такая, довольно русская, история. Я задумался о «Черном квадрате» Малевича и о том, что изначально он выступал против идеи музея как таковой, а теперь его «Черный квадрат» — один из самых охраняемых музейных экспонатов. Сегодня музеи меняют свое назначение: все больше превращаются из пространств, где хранятся произведения, в пространства, где создаются смыслы, создается искусство. «ГЭС-2» — прекрасный пример такой трансформации. (Коммерсантъ)
Выставка состоит не из залов с художественными работами, а из неких направлений для зрителя, своеобразных улиц, где человек может потеряться. Так вот мой совет: потеряйтесь на этой выставке. Можете начать с «Черного квадрата», можете — с работы Уорхола и Баския. Или с инсталляции Владимира Селезнева, где мусор превращается в город, светящийся огнями, а потом этот город снова становится мусором,— такой «эффект Золушки». Или со знаменитой инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее». Представьте, что эта выставка — город, по которому вы гуляете. Смотрите, а не слушайте. И задавайте вопросы, если они возникнут. (Франческо Бонами)
Выставка продлится до 27 октября. Посещение бесплатное, нужно лишь зарегистрироваться на вход в ГЭС-2.