Максим Кабир (ч.2)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Черная церковь»
Этот рассказ один из самых ранних у автора (и это чувствуется), однако очень удачный и эффектный.
А еще – и это отдельный интересный момент – в некотором смысле взгляд на мистический ужастик глазами второстепенных персонажей. Ну, знаете, типа каких-нибудь хмурых селян из полумертвой деревни или сумасшедшего деда с заправки, который грозит кулаком проезжающим малолетним дебилам, приговаривая: «Воротайтесь взад, а то вы усе здеся сдохнитя, ыхыхы!» Но их никто не слушает. Вот тут такие персонажи и выведены на первый план. А городские искатели чертовщины – соответственно, задвинуты на второй, и об их конечной судьбе мы даже не узнаем (хотя можем догадаться).
Ну и сама легенда придумана отличнейшая, сочная и мрачная. Утонувшая в болоте нечестивая церковь, построенная сумасшедшим беглым каторжником. И дьявольский колокол, звенящий из глубин трясины. Такой образ еще был у Короткевича в «Дикой охоте короля Стаха», но и там он открыто позиционировался как позаимствованный из старинных легенд и преданий.
«Дом на болоте»
Начало XX века, захолустная деревня на северо-западе России. Молодой сельский учитель, приехавший нести свет знаний крестьянским детишкам, сталкивается с местной мрачной тайной: заброшенным помещичьим особняком и жуткой причиной, заставившей эксцентричного землевладельца сбежать, оставив имение полоумному управляющему. Что же такое раскопали рабочие шесть лет назад, при строительстве декоративных прудов на месте осушенного болота?
Второй рассказ из условной трилогии меня заинтриговал своим началом, но немного разочаровал смазанным финалом. Возможно, не хватает объема – произведение все-таки довольно короткое, тут бы раза в полтора развернуть для нагнетания атмосферы настоящим образом. Но и с тем что есть, атмосфера мрачноватой осени в сельской местности передана недурно. Язык частично стилизован под старину и глухомань, но именно слегка – да и не столь уж давние там времена описаны.
Зато рассказ познакомил меня с замечательным стихотворением Якова Полонского «Вечера настали мглистые». Кабиру респект за хороший вкус к поэзии.
«Малые боги»
Третья часть из болотного цикла. Здесь мы переносимся несколько восточнее по долготе, куда-то примерно в район северного-приполярного Урала (описанный в начале городок, вроде как – слегка завуалированная Инта, насколько я понял). Завязка стандартная. Городская парочка приезжает в глухомань искать старинное капище коренных народов. А для парня эта поездка - еще и повод попытаться возобновить отношения с любовью юности, по которой он до сих пор сохнет. Получают, как водится, несколько больше приключений, чем рассчитывали.
Этот рассказ из трех мне показался наиболее кинематографичным и ярким, максимально удачно эксплуатирующим тему «ужасы сельских ебеней, куда приперлись эти беспечные горожане на свою беду». Хотя до «Черной церкви» все же не дотягивает по хтоничности и замогильности, тут все достаточно стандартно: есть в истории паранормальное зло, и есть зло материальное. Оба элемента достаточно ярко изображены минимальным количеством описаний – недосказанности ровно столько, сколько надо. Но все это достаточно классические штуки, я ровно чего-то такого здесь и ожидал (полученным – удовлетворен). Отдельно понравилось, как в основной сюжет вплетены даже не побочные истории, а крохотные намеки на таковые. Их достаточно много, и все подводят к мысли – мол, в этих краях за долгие годы столько всякой жути приключилось, что на дюжину романов хватит, и еще на десяток фильмов останется (только про многие некому уже рассказать, ой).
Повествование в значительной мере идет «в настоящем времени» (грамматически), как и в «Черной церкви» - интересный штришок. Этот прием не так уж часто в ужасах используется почему-то.
|
</> |