Макс Далин, "Убить некроманта"
chto_chitat — 21.02.2015 Мне рекомендовали эту книгу как великолепно стилизованную глубоко психологичную фэнтези, но все это оказалось неправдой. Слог у книги очень так себе - обычный разговорный язык качеством разве что чуть выше среднего по больнице, с далеко не всегда удачными попытками выразиться покрасивее, с полным набором стилистических ошибок от амфиболий ("друзья неумерших с горячей кровью") до зевгм ("дитя в локонах и расшитом платьице") и со вкраплениями неуместного в фэнтезийном средневековье полублатного жаргона ("эти разборки кончились только месяца через два"), а специфический подбор эмоциональных слов ("мой золотой цветочек", "розовенькие кисейки", "чудушко", "лапочка" - для полного комплекта только "моей тушки" и не хватает) заставляет не раз подумать, что "Макс Далин" - это псевдоним, типа "Макс Фрай", и автор на самом деле женщина. С психологией же и того хуже: ничего, кроме подросткового нытья на тему "я не такой, как все, никто меня любит, никто не понимает, жестокий мир ко мне жесток, но я вам всем еще покажу, а может, просто помру молодым и тогда вы поймете, кого вы потеряли" в этой повести не найти, причем это упивание жалостью к самому себе патологически усугублено некрофилией во фроммовском смысле, то есть отвращением главного героя ко всему живому и любовью ко всему мертвому и механическому - к вампирам, призракам, движущемуся чучелу лошади, ходячим скелетам в латах и прочему макабру.Главного героя книги, кстати, зовут Дольф, и он - младший сын короля Междугорья, обладающий даром некроманта. Поскольку некромантия в королевстве запрещена, а юный принц родился к тому же с парой физических недостатков (искривление позвоночника и асимметрия лопаток), то вырос он изгоем, смертельно ненавидящим всех, кто не обращал на него внимания. Я подчеркиваю: мальчишку даже не травили, а он все равно в семь лет убил с помощью некромантского дара своего камергера за битье линейкой по пальцам и не испытал потом ни малейшего раскаяния. Чтобы хоть как-то оправдать такое девиантное поведение своего персонажа, автор пытается замаскировать некрофильскую деструктивность патриотизмом и заставляет Дольфа страдать еще и от бездарного правления отца - при том, что опальный принц презирает и простой народ, и знать, так что совершенно непонятно, какое тогда вообще ему дело до своей страны. Но так или иначе, а в 13 лет он вызывает демона и просит, чтоб тот сделал его величайшим императором. Душу, однако, в обмен на это молодой некромант отдавать не хочет, поэтому демон говорит, что власть Дольф получит, а вот народную любовь - нет. Дольф говорит, что это его вполне устраивает; тем не менее, на протяжении всей книги он только и делает, что терзается от того, что никто его не любит.
Я не шучу: весь сюжет "Страданий юного Дольфа" сводится к тому, как Дольф все-таки находит себе того, кто его любит и понимает (а поскольку Дольф бисексуален, это может быть как мальчик, так и девочка), затем теряет этого человека из-за собственной дурости - и долго, сладострастно, образцово-показательно переживает насчет того, что его опять никто не любит и не понимает. Как можно догадаться, все эти невыносимые муки - плата адским силам за императорскую власть, однако практически все, что связано с собственно правлением Дольфа и подниманием Междугорья с колен, остается за кадром. То, что Дольф действительно стал величайшим королем, читателю предлагается поверить на слово: "Я правил двадцать шесть лет", говорит наш герой, и дальше предельно краткое описывает, как при нем в Междугорье все стало хорошо и замечательно: ни гражданских войн, ни бунтов, соседи ходят по струночке "и все такое", причем как-то не очень понятно, что именно сделка с демоном дала Дольфу такого, чего он не смог бы добиться сам, своим даром, включая миллион терзаний. Особенно нелепо эта сделка выглядит, если учитывать, что у сына Дольфа не нашлось дара некроманта, а значит, вся картонная империя, державшаяся только лишь на тайной канцелярии призраков, вампирах-советниках и непобедимой армии мертвецов, наверняка развалилась сразу после смерти Дольфа - разумеется, преждевременной и, конечно же, от того, что сердце не выдержало: подростковый романтизм такой романтизм и такой подростковый, да.
Судя по эпилогу, с империей именно так все и происходит, однако в эпилоге же этой некрофильской утопии дается второй шанс - юноша, живущий в современном ему Междугорье, весьма похожем на современную нам Россию, обнаруживает в себе дар некроманта и хочет повторить путь Дольфа с учетом его ошибок. Тут у читателя может наконец-то возникнуть желание уцепиться за сходство имен "Дольф" и "Адольф", а потом припомнить шутку о том, что Гитлер был первым эмо, но тогда из книги полезет такая махровая пропаганда нацизма, что лучше уж пусть "Убить некроманта" остается тем, чем эта повесть кажется на первый взгляд: мрачной женской фэнтези о проблемах взросления бисексуального подростка в нетолерантном обществе; я, правда, не думаю, что представителям LGBT сильно понравится уподобление нетрадиционной сексуальной ориентации дару некромантии, вызываемому "проклятой кровью", которая к тому же приводит к разным физическим недостаткам: сколиозу, альбинизму или родимым пятнам на пол-лица.
В общем, такая вот книга - довольно-таки мрачное и жестокое, но тем не менее очень женское и, главное, очень подростковое фэнтези. Я это читать не советую.
|
</> |