рейтинг блогов

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

топ 100 блогов ru_klukva_ru22.12.2018
Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)


«Прежде, чем какие-нибудь малообразованные леваки решат насмехаться над антикоммунистическими фильмами, возможно, они скажут нам, почему они решили игнорировать 100 000 000 человек, которых убили коммунистические режимы. («Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии», издательство Гарвардского университета, 1999). Прочтите эту книгу, и вы, возможно, начнете думать, что антикоммунистические фильмы не так уж и далеки от истины, и что левый крик о «красной панике» такой же фальшивый, как монета в 3 доллара, и у каждого любящего свободу человека есть все основания бояться коммунизма» (с)

(взяв в руки бокал шампанского): Интерес к теме антикоммунистических фильмов 1950-х возник у меня во многом спонтанно. Я знал о существовании их из ряда отзывов и кратких обзорных статей, но никогда не догадывался, насколько обширен этот поток. Но однажды я как будто проснулся и решил любой ценой познакомиться с темой в тщетных попытках объять необъятное. Я видел за последний год много странных и необычных вещей. Я видел нуарные фильмы про коммунистов-расистов-антисемитов. Триллеры про шпионов с немецкими именами, ворующими в пользу СССР ядерный уран, секретные формулы и летающие тарелки. Микробюджетные боевики с мировыми войнами, наполовину смонтированные из кинохроники. Семейные драмы про родителей-фашистов и сына-коммуниста-гомосексуалиста. Предшественников «Рэмбо-2» про войну в Корее. И яростную клюквищу про русских злодеев с сумасшедшими именами, в сталинской форме и с планами захвата мира. Но теперь я могу сказать, что видел по этой теме, что хотел. И этот последний обзор окончательно поставит точку в этом исследовании. Это обзор на фильм «The Fearmakers» о том, как коммунисты пытались захватить власть в Америке самым необычным способом, через типичные американские политтехнологии.

Было три причины смотреть этот фильм. Во-первых, это почти самая последняя из антикоммунистических агиток такого рода, которая в 1958 г. после конца красной истерии смотрелась уже диким анахронизмом. Потому надо было обратить на нее внимание после почти самого первого антисоветского нуара «Идти преступным путем» (1948). Во-вторых, это третий и последний антикоммунистический нуар звезды этого жанра Даны Эндрюса. И в-третьих, он есть на рутрекере с русскими субтитрами, еееее! Так что встречайте, это «Создатели страха»!!!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Фильм сразу берет быка за рога! С первых же секунд мы видим, что Дана Эндрюс опять попал в какую-то коммунистическую тюрячку, на сей раз явно в Китае, где его очень невежливо и очень неубедительно ***дят по лицу, стараясь не сбить накладную бороду.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Китайцы выглядят абсолютно аутенично китайско-северокорейцам из американских трэшаков 50-х: в ватниках, ушанках, с идиотскими кокардами и звездами на петлицах, а вооружены трехлинейками и автоматами Томпсона. А у командира, похоже, вообще британский френч и фуражка. Они привозят Дану Эндрюса с другими военнопленными, замотанными в тряпье, на границу и выгоняют на хрен. Пусть идут теперь до обители демократии пешком, до самого Капитолия.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Итак, Дана Эндрюс это ветеран Кореи, капитан Алан Итон, который провел два года в китайском лагере военнопленных. А вы знаете, что делают в коммунистической тюрячке... Промывают мОзги! Именно так уверяла американская пропаганда 1950-х, которой надо было как-то объяснить, почему некоторые славные гордые янки таки сотрудничали с врагом, а пара десятков даже (о ужас!) остались в Северной Корее на ПМЖ. Так и появился этот штамп, отраженный в куче фильмов, в том числе «Военнопленном» с Рейганом и «Манчжурском кандидате».

Но для Итона промывка мозгов завершилась легче, чем в «Назначение: Париж». Он не стал зомби, а всего лишь заболел головными болями и периодическими провалами в памяти. Доктор говорит ему, что он обязательно поправится, если не будет утруждать себя работой. Причем у Даны Эндрюса слишком потрепанный вид даже для военнопленного, и у меня сильное подозрение, что это не образ персонажа, а алкоголизм актера, которым он как раз тогда страдал. В свете этого диалог с врачом воспринимается интереснее...

И вот Итон под патриотическую музыку надевает галстук и летит на родину на самолете. В пути он повстречал знаменитого персонажа любого путешествия — надоедливого словоохотливого соседа, которого проще выкинуть из салона, чем заткнуть. Это оказался некий ядерный физик Грегори Джассеп. Узнав, что до войны Итон имел агенство по связям с общественностью, он очень радуется — он борец за ядерное разоружение и хочет заказать соцопрос на тему отношения к его деятельности. Причем я бы посмеялся, что Грегори меняет положение в рук в соседних кадрах, но учитывая, что тут используют даже футажи разных самолетов — это мелочи.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Наутро Джассеп проявляет подозрительную симпатию к ветерану... Он не только записывает название его агентства, но еще и дает адрес знакомых, у которых можно устроиться на первое время. Я не гомофоб, но это все дурно пахнет... Так или иначе, Итон приезжает в свое агентство, где его не было два года. Кое-что, конечно, изменилось. Мебель переставили. Секретарша сменила прическу. И еще партнер Итона, с которым он управлял компанией, попал под машину и умер. Внезапно. Дана Эндрюс, узнав об этом, отыгрывает так сильно, как только может.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Но все еще хуже! Оказывается, перед смертью на основании доверенности партнер... продал фирму какому-то хлыщу Макгиннису, который перед этим в нее устроился! И сделку заверил мелкий клерк компании Барни Бонд — коротышка в очках, тоже устроившийся в нее перед этим. Итон, конечно, в шоке и сначала пытается порвать наглого Макгинниса, смолящего гаванскую сигару, на лоскуты. Тот в ответ сначала хотел вызвать полицию. А потом санитаров, намекая на проблемы с головой Итона. Но в итоге сменил гнев на милость и даже предложил Итону работать на него, ради имени компании. Зеа кэн би онли ван!!! Я подумаю, — пробурчал ветеран и пошел устраиваться по новому адресу.

К счастью, в Вашингтоне у Итона есть свой знакомый — сенатор Уолдер, который ради встречи со старым другом рад послать на хрен служебные обязанности и свалить на час в столовую Сената. За хавчиком оба мужика пять минут болтают книжными диалогами. Суть проста: Уолтер активно намекаэ, что опросы общественного мнения могут быть серьезным инструментом в борьбе за власть, а фальсификация общественного мнения — способом его формирования. И у него очень серьезные подозрения, что Макгиннис таки один из оборотней с бланками соцопросов, который работает на тех, кто «готов продавать нам мир... любой ценой». Ну вы кагбэ понимаете...

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

И естественно, Уолдер советует Итону принять предложение Макгинниса, чтобы стать кротом в его ведомстве. Тут же он вынужден отчалить по делам службы, но его место занимает какой-то пронырливый журналист Хиллер, который, оказывается, тоже в курсе дел агентства! Что за совпадения, прямо как в романах Дэшила Хэммета! Он тоже намекает и и разбалтывает Итону еще более шокирующую правду! Именно он брал интервью у патрнера перед его смертью, и почему-то тот ни слова не говорил про желание продать агентство. И что интересно, никто не пытался связаться с Итоном, потому что он официально считался мертвым. Итон вспоминает, что Макгиннис об этом ни слова не проронил, и понимает — это пахнет УБИЙСТВОМ! Интрига! Загадка! Криминальное преступление века! Итон понимает, что он должен во всем разобраться, поэтому пафосно выходит под саспенсовую романтическую музыку и гордо смотрит на хреново смонтированный план на Капитолий. Он раскроет это дело — во имя Америки!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Итак, Итон согласился на предложение Макгинниса и стал управляющим. Пока Макгиннис уехал на деловую встречу с крупным политиком, он аккуратно прощупывает своих сотрудников... Аж двоих — собственно коротышку в очках Барни Бонда и секретаршу, молодую красотку с лицом круглым, как арбуз, Лорейн Дэннис. Мол, мы теперь и политикой занимаемся — раньше же мы деревянными членами в Химках торговали занимались торговлей. Барни убеждает, что продать товар и продать кандидата — это одно и то же, что в 1950-е звучало в новинку. В остальном обе офисные крысы виляют хвостами и на контакт не идут. Вечером Итон разобрался в бумагах, собрал вещи, перекинулся парой слов с Деннис, но вдруг... Его пронзила острая боль!!! Он чуть не разбил стекло! Девушка в шоке!!! Что с вами? — кричит она. Я на корейских фронтах ранен, — сурово отвечает тот.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Да, вот так все обычно и бывает. Сначала у тебя резкие головные боли, головокружение, провалы в памяти... Ты принимаешь таблеточки и смотришь страшные и слишком реалистичные сны... А потом оказывается, что ты не такой как все, убиваешь по ночам людей, и вообще, на тебе и твоем фамильном замке родовое проклятье, которое может уничтожить мир... Так и до закрытого стационара недалеко.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Но нет, этого сюжетного поворота по типу «Черного зеркала» тут нету, Итон тупо безо всякой последовательности страдает от промывки мозгов в китайской тюрячке. Конечно, Деннис отвозит его к себе домой... Точнее, хотела отвезти. Пока тонкий дипломат не стал задавать ей тонкие вопросы про шефа, после чего девушка мигом сбагрила нашего Штирлица в гостиницу. Фейл.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Поразмыслив, Итон поехал по адресу Джасперса. Там оказались супруги Лодер — Гарольд, или Хэл, тоже ветеран, но Второй Мировой — и его жена Вивиан, которая... О, да это же Веда Энн Борг, эпизодистка фильмов тех лет, отличавшаяся яркой фактурой физиономии из-за одной автоаварии. Я ее видел в другом антисоветском дерьме, «Большой Джим Маклейн». Где только люди не встречаются!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Какие добрые, проникновенные лица!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Незнакомца Лодеры встречают как родного человека и устраивают на всем готовом, при этом ведут себя даже любезнее, чем вампиры, завлекающие жертву в свой замок. Но расслабляться рано! Ночью Итону снятся нуарные кошмары, как его били в тюрячке, и он трясется в лихорадке (а я предупреждал, я предвидел...). Будит его какой-то шум — оказывается, любящие супруги скандалят и дерутся как кошка с собакой, пьяному Гарольду показалось, что баба глаз положила на ветерана. Все быстро кончилось, но зритель успевает понять, что они что-то скрывают... Тема продолжает развитие на следующее утро, когда баба пыталась обыскать его мундир и стала делать глазки застукавшему ее хозяину. Из-за этого вспыхивает целая драка Итона с Гарольдом! Потому что в фильмах 50-х должен быть ЭКШН!!!! Поэтому Дана Эндрюс лихо вырубает здоровяка парой приемов бокса! Под истеричный хохот бабы, издевающейся над ветераном, который явно не ветеран, Итон предпочел покинуть это гостеприимное место.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Он приходит на работу, берет в руки результаты опроса для мистера Флетчера и начинает разводить бодягу с Барни, объясняя ему методику честного соцопроса и репрезентативности выборки. Длинная лекция сводится к тому, что у него большие подозрения по результатам, и он хочет ознакомиться со списком интервьюеров и участников. Но список в картотека, картотека в сейфе, сейф в кабинете Макгинниса, а Макгиннис ключ не отдает, говорит, мол, не перетруждайтесь, господин ветеран, у вас и так с котелком проблемы. Так что Итон тайком уламывает Деннис ему помочь, а Макгиннис тайком вставляет пистон Барни за то, что Итон сует нос куда не следует. Интриииииииигаааааа!!!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Итон врубает все свое мастерство, чтобы охмурить девку и произносит горячий спич о том, что влиятельные политики и лоббисты могут извратить результаты соцопросов и навязать публике неправильное мнение, что нарушает его высокую миссию директора агентства по связям с общественностью. А главное — ему жаль безвременно и подозрительно погибшего партнера. Длинный язык мастера-колбастера подвешен неплохо — девушка на его стороне. В напряженной сцене ей удалось похитить у Макгинниса ключ, что было круто. А еще круче было бы, если бы перед этим Барни не закатил сцену с Лорейн, пытаясь признаться ей в любви! Ну да, ведь только любовной темы и не хватает этому фильму!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

В любом случае ключ у Итона, и он может тайком пробраться в кабинет, когда Макгиннис уходит.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Абажаю нуааааааар...

В ресторане за углом Итон назначил сходку Деннис и репортеру Хиллеру. У него сильные подозрения, что хитрый Макгиннис жонглирует статистикой для формирования общественного мнения в пользу кандидата Флетчера — чудовищное преступление, согласен. Но по словам репортера, никаких данных в пользу версии убийства партнера нет — у Макгинниса твердое алиби аж от двух людей. Только после ухода журналиста до Итона доходит посмотреть имена свидетелей и, само собой, это те самые подозрительные добряки Джассеп и Харольд Лодер. Ну кто бы мог подумать, правда? Вот это совпадение! Вот это твист! Итон тут же взял ключи от офиса и пафосно заявил, что это темное дело начало помаленьку проясняться. Гений детективного дела, да?

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Но — кто бы мог подумать! — в ресторане все это время сидел Барни, который все видел, а его никто! И, конечно, он мигом побежал в телефонную будку. А Итон в белом плаще, изображая гребаного Рика Декарда, проник в черный кабинет, открыл черный сейф и достал оттуда черный список интервьюеров Макгинниса...

И все бы ничего, но тут подъехали сам Макгиннис и Харольд, которые привезли подложные бюллетени для голосования бланки соцопросов. Они заходят в кабинет, откуда успел скрыться Итон и начинают довольно обсуждать детали своих гадостей — как Вивиан подделывает подписи, как Харольд не смог обыскать вещи Итона и найти там письмо от партнера... Но тут вбегает Барни, который почему-то решил, что его подельники будут тут, и сообщает, что видел парочку в ресторане. А тут и Макгиннис в саспенсовой сцене замечает оставленную Итоном зажженную сигарету, которая, сука, видимо, твою мать, пахнет озоном, раз этот отбитый сразу не почуял сигаретный дым, когда вошел в комнату.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Пришлось выйти из задней комнаты. Да, таки Макгиннис подделывал документы для Флэтчера и хотел срубить на этом больших бабок. Непонятно, правда, кто этот Флэтчер, но, возможно, коммунист. Прямо это не сказано, но на кого еще может намекать организация «Комитет по ядерному разоружению», а также то, что заказчик использует для кампании евреев и профсоюзы? Короче, Макгиннис разоблачений не боится — у Харольда есть револьвер, так что Итон уже никому ничего не скажет... Сначала они, чтобы добыть возможное письмо партнеру, долго били его по лицу, точь-в-точь как китайцы. Даже Итон это отметил: «Твой парень просто любитель. А я работал с профессионалами. Они называли это «сосуществование»» (с). А потом решили утопить, списав все на самоубийство ветерана. Но тут Барни напомнил, что Лорейн с ним заодно, поэтому оба гангстера пошли за ней, оставив сторожить Итона нашему герою-любовнику с револьвером. Понятно, что завязывается словесная дуэль, в которой Барни изображает из себя гребаного Карандышева и ноет, что он просто хотел получить Лорейн, ну и... денежек немного.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Наприжэнее нарастает!!! В схватке Итону удалось вырвать у карлика револьвер и взять в плен гангстеров пиар-дела. Он приказывает Лорейн позвонить Уолдеру, а сам задвигает длинный пафосный спич о демократии, верности чести и тому, что гнусные негодяи типа Макгинниса — распространители страха. Никаких переговоров с террористами сделок! — напыщенно говорит он.

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

И на этой пафосной ноте тут же теряет сознание от головных болей. Вот к чему был этот долбанный вьетнамский синдром весь фильм. Радостные гангстеры хватают нашу парочку и везут к мосту Мемориал, топить — но на их пути встает Барни, который подобрал револьвер и не хочет смерти любимой! Но Харольду плевать на угрозы, он хватает руку Карандышева и с криком типа: «Не доставайся же ты никому» каким-то образом стреляет в него самого. Фейл.

В оставшиеся пять минут творится просто какой-то ядерный, густопсовый, концентрированный нуар: пару сажают в линкольн и увозят через нуарные кадры, умирающий Барни успевает кагбэ из последних сил доползти до стола, скинуть звонящий телефон и сообщить стоящему на фоне черной стенки Уолдеру, что случилось. Он стучит в полицию, и та пускает крутые черные патрульные машины по всем ночным улицам. Устраивается погоня за линкольном, в машине Итону удается схватить руку Харольда, машина врезается в лестницу, Макгиннис пытается спастись бегством, побег, саспенс, наприженеееееее!!!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

И происходит финальная драка Макгинниса и Итона на глазах целой дивизии полиции, которая тупо смотрит на нее. И идет она прямо в мемориале Линкольну, который нарисован на заднике!!!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Да, еще Итон применяет особое северокорейское карате. Явно в лагерях научился, аки Ван Дамм в фильме «В аду». Кийяяяяяяяя!!!

Маккарти Продакшнс представляет: «Создатели страха» (1958)

Конечно, гнусный агент коммуняк опрокинут и скинут с лестницы. Его арестовывают, сенатор благодарит ветерана, а он пафосно говорит любимой, что ради дела демократии откажется от отдыха в Калифорнии, потому что публика дура и ее могут обмануть гнусные враги свободы. И заканчивается фильм, как и положено нуарному триллеру, смачным поцелуем любимых. Хэппи-энд!!!

Итог. Я так и не понял, кому пришло в голову снимать в 1958 году малобюджетный нуар с очередным эвфемизмом про коммуняк. Одно могу сказать — лучше бы оставили как в оригинале. Потому что оригинал есть — фильм поставлен по одноименной книге писателя и сценариста Дарвина Тейлера. Причем он вполне близок к тексту, только книга была написана в 1945 г., поэтому Итон был ветераном Второй мировой, а тайные заказчики были явно реакционерами да еще и антисемитами, а Лорейн вообще была девушкой из семьи еврейских беженцев, бежавших из Германии. Да, ребятки, это очередная перепрошивка пропаганды ВМВ про злых фашистов в пропаганду про злых коммунистов!!!

Но зато фильм неплох сам по себе, как нуар категории Б. Это неудивительно, его режиссером был Жак Турнер, известный создатель ряда малобюджетных фантастических фильмов. Как раз перед этим, в частности, он снял свой самый известный фильм, классику ужастиков «Ночь демона», с тем же Даной Эндрюсом в главной роли, а до этого прославился классикой нуара «Из прошлого» (1947). Так что по части нуара тут все в порядке: это, пожалуй, один из самых немногих антикоммунистических нуаров, которые действительно стоит смотреть. Отличная работа оператора, игра светотени, мрачные и стильные ночные сцены, литературно оформленные диалоги, медленное и поступательное напряжение в довольно несложном, в общем-то, сценарии, и, конечно, яркий динамичный финал. Разве что с музыкой явная неудача, вместо напряженных мрачных мелодий почти сплошь мелодраматичные переборы. При этом, несмотря на смешные деньги и полутеатральное действие, качество фильма категории Б чувствуется не часто. Даже актеры вполне смотрятся, несмотря на не самую большую их квалификацию. Про Дану Эндрюса хорошо известно — несмотря на плохое физическое состояние и потертую морду, все же это первый фильм, что я видел, где он пытается играть, а не ходить с каменным лицом. Деннис сыграла малоизвестная актриса телесериалов и малобюджетных фильмов Мэрили Эрл, которая отличалась широкой смазливой ряхой — большего и не требовалось. Оригинальнее всего, что Барни Бонда сыграл... известный джазовый певец Мэл Торме, и роль была бы отличной, если бы не небольшой хронометраж и постоянное дергание им своих очков. Зато злобного циничного Макгинниса безупречно отыграл Дик Форан, штатный малобюджетный актер кучи фильмов того времени, в основном вестернов. Короче, несмотря на всю свою невзыскательность фильма категории Б, это достойный классический нуар.

Это, разумеется, относится к стилю и постановке, а не смехотворному сюжету о том, как банда гангстеров чуть не захватила Америку через подделанные соцопросы, а противостояли им честные политтехнологи. Но тем не менее, сама идея интересная, так как сейчас фильм ярко показывает, что даже в те мракобесные времена понимали, насколько это лживо, в то время как сейчас это стало неотъемлемой частью американской электоральной демократии. Лучше всего это отметили на IMDB: «Настоящая ирония при просмотре этого фильма заключается в том, как он показывает тех, кто лоббирует свои интересы в Вашингтоне (например, показан «маркетинг» кандидатов, искажающий данные опросов для достижения желаемых результатов, независимо от того, является ли выборка или данные достоверными или нет), и что стало нормой в нашу эпоху. Поэтому злодей в этом фильме в значительной степени делает то же, что и Карл Роув, но мы просто изменили наш взгляд на него. Фильм говорит о высоком моральном возмущении политическими практиками, которые полностью доминируют в наше время» (с).

В любом случае, я рад, что заканчиваю на не самом худшем фильме такого рода. Теперь мой марафон длиной в год закончен, и скоро я подведу его итоги. С наступающим Новым годом, наша радиостанция прекращает свое вещание.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Только сейчас, под конец дня, сообразил: сегодня ж 8 июля! Ровно 5 лет со дня смерти несчастной Дон Стёрджесс, которой её сожитель решил преподнести найденный в мусорном баке (по другой версии — под кустиками) флакон Nina Ricci, в котором почему-то оказался яд. Повторять всё, что я по ...
Волков пишет в Твиттере, сидя в отделении милиции: "Не может быть так, чтобы тысячи человеко-часов адской работы были перечеркнуты одним нажатием кнопки в заведомо неверной базе. Нельзя так!" Это реальный крик души! Причем это боль лидера, чувствующего ответственность за тех, кого он вовле ...
Друзья, сегодня будет пост на одну тему, которая касается советского прошлого и сталинских концлагерей — тема очень страшная, но не написать о ней нельзя, потому что как хорошо говорится в одной поговорке — кто не знает прошлого, у того нет будущего. Поговорка кстати полностью ...
Вчера, пока стояла в пробке на выезд из нашего района, услышала новость, взволновавшую меня - "Родители не должны иметь возможности отказываться от вакцинации своих детей. Об этом "Эху Москвы" в среду, 5 января, заявил главный государственный ...
Письмо от районного Искусственного Интеллекта. Уважаемый эффективный менеджер Иванов И.И.! Мы заметили, что с Вашего счета перестали списываться расходы на покупку предметов ...