Магия и...
alfare — 31.08.2023 У anairos интересно подмеченное противопоставление магии вообще и... не знаю... "сакраментальной магии Лавкрафта". Суть коротко, как я понял автора, в том, что обычная магия может быть сведена к науке и познаётся так же и с теми же закономерностями, собственно, она та же наука, только с другой системой законов в основе, а потому к ней применимы все те же правила и отношения.Но, утверждает anairos, был один человек, Лавкрафт, который сумел построить свою систему мира так, что магия в ней имела обращённый вид: хотя её можно было познавать, но в отличие от науки, познание магии могло только увеличивать сакральность принимаемого знания.
Мысль крайне интересная (если я, конечно, правильно понял), но мне кажется anairos её только начал. Важнейший вопрос: что из этого следует и как это может быть устроено?
Когда-то очень давно, когда я ещё дёргался в эту сторону, я пытался сформулировать законы Сказки, не той сказки, что у Проппа, а демиургические, они никакого отношения к построению народных и литературных текстов не имеют. Я утверждал тогда, что законы сказочного мира имеют в своей основе главное отличие от других законов природы: они пляшут от центричности героя. Сказки творится для героя. Всё остальное, от физики до логики, выстраивается так, чтобы существовала эта форма: мир+герой в системе координат восприятия наблюдателя или самого героя.
Я точно не уверен, тем более, что я плохо знаю Лавкрафта, хотя и думаю, что понимаю его мироздание в принципе, но предположу, что фишка мироздания Лавкрафта тоже прячется где-то там. Чудовища Лавкрафта - это такие Чёрные Дыры, вокруг которых вращается его мироздание, они формируют "гравитацию" и "пространство", и система, в которой каждый шаг познавания обрушивает познанное, как попытку закрепления; инвертирует привычную закономерность, создавая систему, в которой знание увеличивает беспомощность познающего; где ком знания ведёт к сакрализации этого же знания. Человек получает знание, даже как-то применяет его - но на самом деле это не ведёт к повышению его уровня в системе мироздания, наоборот, он оказывается в воронке чудовищного водоворота. Дело в том, что человек там - не герой, он служебная величина, а решением уравнения, истинными героями там являются всё те же Чёрные Дыры - чудовища, и система мира построена так, что любое действие ведёт у разрастанию воронки, возвышению Чудовищ.
Как говорил один профессор магии, не надо никаких "но". Просто посмотрите на это со стороны Чудовищ, которые существуют, точнее, существуют именно они - и тогда всё становится на места.
...если, конечно, перечитав эту ахинею, я не решу, что всё не так.
пс. Когда я начал записывать это, по ходу разбираясь с тем, что же я хочу написать (а я именно так и пишу всё), я имел в виду какую-то другую итоговую мысль, а не Чудовищ. Но увлёкшись ими, я её потерял. Подумайте об этом...
|
</> |