люди заплатили и хотят посмеяться: "Паяцы" Р.Леонкавалло в Большом, реж.

топ 100 блогов users-arlekin- — 16.07.2024
Трудно придумать более расхожий и предсказуемый ход для сценического решения оперы - какой угодно, а "Паяцев" особенно - чем перенос действия в павильон киностудии, на съемочную площадку, и превращение героев в участников съемок фильма... Ровно в дни, когда выходила премьера "Паяцев", гастролировавшая Красноярская опера показывала оперетту "Синяя борода" Оффенбаха, также стилизованную под съемки фильма с оглядкой на популярную киноклассику типа "Красотки" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4837460.html

Зачастую использовав кинопавильон и съемки фильма как условный  отправной прием, режиссеры про то забывают и оперная история на сцене развивается своим чередом, хотя и в антураже с обязательными элементами вроде кинокамер, софитов, бегающих туда-сюда реквизиторов и т.п. В камерных "Паяцах" ход старались выдержать последовательно - а это сопряжено с немалыми, практически неодолимыми логическими и техническими затруднениями. Сквозным героем спектакля оказывается... Чарли Чаплин - причем чаплинский имидж отдан не Канио, но Тонио (в моем составе - Константин Сучков); он - режиссер картины (и это конкретно прописано в выходных данных), а Канио (Игорь Онищенко) - глава кинокомпании; Недда (Екатерина Семенова) - его жена-актриса, Сильвио (Дмитрий Чернов) - "член съемочной группы" (так его обозначают - стало быть, он не актер?.. просто техработник или менеджер, видимо?). Пианист-тапер при оркестре в яме прологом к каждому из актов наигрывает соло вариации на темы из партитуры, но когда все-таки доходит до оркестра под управлением Антона Гришанина - ловишь себя невольно на мысли, что интонационно опера Леонкавалло и оригинальная симфоническая киномузыка Чаплина впрямь чем-то схожи (никогда про это не думал, а вот дали повод... - а почему бы нет, Чаплин и Леонкавалло современники, в конце концов, и Чаплин уже родился, когда были написаны "Паяцы"!). Но интонационными ассоциациями и заявкой на сценический "кинопроцесс" дело не ограничивается, режиссура настойчиво проводит через спектакль и Чаплина как персонажа, и его собственные типажи как различные ипостаси героя (который здесь, согласно букве либретто - рассказчик); размножает на близнецов и клонов других персонажей чаплинианы - уличных мальчишек, слепых цветочниц, незадачливых боксеров; очень спорными при том выглядят и объяснение в любви, сопровождающееся комичным "танцем булочек" из "Золотой лихорадки", и сцена ревности с саркастичной игрой в надувной глобус из "Великого диктатора" (шарик в итоге лопается, как терпение ревнивого мужа). Тем временем без того Камерная сцена Большого сжата стенами павильона с двух сторон - ворота-створки оставляют для игры около трети, хорошо если половины от пространства сцены, населенной массовкой хористов. Кстати, в отличие от подмостков бродячего театра, павильон киностудии - территория «режимная», и как объяснить присутствие внутри посторонних, тем более их соучастие, хоть и пассивное, в происходящем - тоже вопрос, для меня оставшийся без ответа. На задник проецируются виды итальянских городков - с нью-йоркскими историями Чаплина сочетающиеся небесспорно; кинематограф Чаплина, кроме прочего, немой и долгое время оставался таковым после того, когда фильмы стали звуковыми сплошь - ну в опере "немоту" изображать было б совсем уж странно; однако в первом акте (спектакль без перерыва идет) картинка выдержана в ЧБ, а во втором спорадически, отдельными "пятнами" цвет пробивается... Наверное, стоит предположить, что речь идет о длинном творческом пути Чаплина, пришедшем-таки запоздало и к звуку, и к цвету - но в таком случае довести линию в чаплиниане следовало бы до "Месье Верду" как минимум, оно и к сюжету "Паяцев" ближе, чем "Огни большого города"... Иначе попытки мысленно соотнести чаплинские мотивы с фабулой оперы - не говоря уже о ее музыкальной драматургии - лучше оставить заранее и ограничиться восприятием постановки на чисто музыкальном, вполне качественном уровне... просто мне веристская опера в этом плане мало интересна. По мелочи нестыковки и недоразумения возникают на каждом шагу - совершенно необъяснимым, к примеру, осталось появление на заключительном эпизоде двух рослых парней в фуражках с эмблемами на околышах (что означающими? они вроде не полицейские... то ли охранники, то ли монтировщики), несколько раз по ходу кульминационной сцены закрывающих и вновь открывающих створки "павильона"... Концептуально же "Паяцы" - история, где интимная драма противопоставлена площадной комедии, и то, что смешно в балагане, по жизни страшно... А если то и другое - "великая иллюзия" (ну или невеликая... как получится и как посмотреть), тогда контраст автоматически нивелируется, и отсутствие драматического напряжения предлагается восполнить хрестоматийными ретро-трюками, памятными (не поручусь, что всеми в зале поголовно...) из старых фильмов, черно-белых и немых.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пересмотрели старый добрый С фильмом всё понятно. Один вопрос. Вот фильм 1997 года - еще все курят как паровозы. Курят в поезде, в больнице, на работе за столом. Прошло четверть века антитабачной истерии. Результат-то есть? Рак побежден? Ну хотя бы в отдельно взятой стране? Вот ...
Мне кажется, я догадываюсь, чем так привлекает Лиссабон жителей северных стран (не только условных северян, разумеется, но их особенно). И почему этот - вне всяких сомнений - очаровательный и приветливый город, устремленный в будущее, но не ...
Об этой истории я узнала несколько лет назад от девушки, вместе с которой мы ходили на йогу. Ей было лет 25. Как-то мы разговорились, и я спросила - что она заканчивала, имея ввиду вуз. На это она вздохнула и сказала... какой там вуз! Я ведь даже толком в школе не училась... Это меня ...
Правда описания нет. Виден только ствол Калаша... Ни калибр, ни другие характеристики не приведены... Как думаете не фейк ли это!? Да и пуля, так должна падать при столкновении о препятствие!? Короче вопросов МНОГО, ответы надо искать, или ...
Королевы нужны для красоты и точка Макияж Simone Zbinden ...