«Люди перестают видеть перспективу»
novayagazeta — 14.04.2016 Угрюмая адаптация к худшему, загнивание общества и ухудшение человеческого капитала. Наталья Зубаревич — о главных рисках медленного кризиса.Пока власти заклинают, что экономика достигла дна и вот-вот начнется рост, население все острее ощущает кризис. Семь из десяти россиян, согласно последним замерам холдинга «Ромир», назвали нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом, при этом год назад так считал лишь каждый второй опрошенный. Люди на собственном кармане чувствуют рост цен, высокую инфляцию, низкий курс рубля. Почти 80% россиян не хватает денег до зарплаты, выявил еще один свежий соцопрос — Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Конечно, страна у нас большая, и кризис бьет по-разному — в том числе и в региональном разрезе. Как именно — об этом нам рассказала профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук Наталья Зубаревич.
— В какой момент население в массе своей ощутило кризис?
— Российская экономика перестала расти в конце 2012 года, а в
2013-м уже были все признаки стагнации. Другое дело, что люди
ощутили кризис только тогда, когда под влиянием антисанкций стали
расти цены. И уже потом падение цен на нефть обвалило рубль, это
случилось в декабре 2014-го. Поэтому, с точки зрения населения,
кризис отодвинут на полтора года от реального его начала. Стагнация
— его первая стадия. Мы привыкли к другим
кризисам, когда все рушится быстро. А сейчас у нас кризис иной —
медленный и вязкий. Это кризис старой модели роста за счет огромной
нефтяной ренты.
Для граждан его острая фаза началась в декабре 2014-го, а для
экономики — с промышленного спада в первой половине 2015 года,
составившего по его итогам 3,5%. Летом экономика «улеглась на
дно».
— В чем же проявились симптомы кризиса — в росте безработицы?
— В 2015 году не было заметного роста безработицы, кризисные
явления на рынке труда проявляются в медленном росте неполной
занятости — всевозможные административные отпуска, простои и так
далее. Майские указы президента привели к тому, что региональные
бюджеты надорвались, 77 регионов оказались в дефиците, у них стал
быстро расти долг. Суммарно он вырос на 11%, но его масштаб пугает
— 2,66 трлн рублей. Вторая кризисная опция — падение инвестиций:
2013 год — минус десятые доли процента, 2014 год — почти 3%, 2015-й
— 8,4%. Третий, значимый именно для населения фактор — падение
доходов на 4,7% и зарплат на 9,5% за 2015 год. Розничная торговля
сократилась еще сильнее — на 10%.
Читайте
также: «Злые языки говорят: ну, посмотрим теперь на
Уралвагонзавод...» Конспект лекции Натальи
Зубаревич
— Можно ли сказать, что кризис в какой-то
степени уравнял регионы в их социально-экономическом
статусе?
— Важнее неравенство не региональное, а социальное. В нашей стране латиноамериканский уровень неравенства: 40% населения, два нижних квинтиля — по 20% — до сих пор не вышли на уровень средних советских доходов, они живут хуже. Третий квинтиль вернулся на уровень доходов последних советских лет.
Инфляция всегда бьет по бедным. Понятно, что в менее развитых регионах, где доля бедных выше, кризисные проблемы острее. Бедные сокращают объем потребления и пытаются компенсировать потери продукцией с личного огорода. Поэтому с точки зрения жесткости выживания, конечно, бедным труднее всего.
У людей с более высокими доходами иные проблемы. Около половины
так называемого российского среднего класса — это чиновники,
силовики и их семьи. В 2013— 2014 годах им очень хорошо подняли
зарплату, запас прочности есть, хотя отдыхать теперь можно только
на родине. С точки зрения потери привычного образа
жизни тяжелее городскому образованному среднему классу, не
относящемуся к «государевым людям».
Он вел активный образ жизни, путешествовал, потреблял современные
услуги, а теперь от многого придется отказаться, а то и вернуться к
выживанию.
У богатых упала капитализация их компаний, личные миллиарды «усохли», но это такие абстрактные проблемы для подавляющего большинства россиян…
— Прежде благополучными считались Москва, Питер и нефтегазовые регионы. Как сейчас?
— Так и осталось. Легче проходят кризис богатые нефтегазодобывающие округа — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. А также Тюменская область, куда по договору между этими территориями попадает часть налога на прибыль, зарабатываемая автономными округами.
Фантастически поднялся Сахалин, чей бюджет в последние год-два распух от денег. Основные месторождения там разрабатываются в рамках соглашения о разделе продукции. И когда на острове стали много добывать, а рост инвестиций прекратился из-за падения цен на нефть, прибыль компаний оказалась гигантской. За два последних года поступления налога на прибыль в бюджет региона выросли в 1,9—2,3 раза, а доходы бюджета — в 1,4—1,6 раза. Центр, который собрал с других территорий большую часть нефтегазовой ренты в федеральный бюджет, с Сахалином этого сделать не может. Резко разбогатев, Сахалин в 2015 году в 3,4 раза увеличил расходы на экономику, их доля выросла до 46% всех расходов. Там поддерживают всё подряд: рыболовство, транспорт, инфраструктуру, туризм, из бюджета Сахалина теперь финансируется и федеральная программа развития Курильских островов.
— Доходы большинства регионов критически упали, а социальные обязательства никто не отменял. Как выкручиваются власти на местах?
— В соцзащите особо не посокращаешь: нельзя уменьшить пособия
людям, они и так невелики. Регионы пытаются ограничивать круг
получателей, изменяя правила, на основании которых эти пособия
предоставляются. А еще чаще просто не индексируют пособия. При
годовой инфляции в 13,6% расходы бюджетов субъектов Федерации на
социальную защиту населения выросли в 2015 году на 6%, в том числе
на выплаты пособий населению — на 2%.
В этой сфере многое зависит от политики региональных
властей. Кто-то продолжает выполнять социальные обязательства и все
глубже залезает в долги. А кто-то начинает ускоренную
оптимизацию.
Скажем, губернатор Псковской области Турчак рубит все социальные
расходы, наращивая расходы на строительство дорог. За дороги нужно
отчитываться перед верховной властью, плюс — это «живые» деньги.
Субсидии выделяются только при софинансировании из бюджета региона,
иначе он их не получит. И регионы в ущерб социальным обязательствам
начали выкраивать деньги, чтобы получить субсидии из федерального
бюджета. В Псковской области идет массовое закрытие сельских школ,
больниц, фельдшерско-акушерских пунктов.
— Какова ситуация с дотациями из центра? Выросло ли число дотационных территорий России?
— Дотации — это лишь один из видов трансфертов. Трансферты составили чуть больше 1,6 трлн рублей без Крыма, их объем не изменился. Дотационными принято называть все регионы, куда поступает один вид трансферта — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Те, кто их получает, считаются дотационными. Это неверно. Дотации на выравнивание составляют лишь четверть в общем объеме трансфертов, перечисляемых в регионы.
Например, Татарстан всегда считался регионом-донором, не получая дотацию на выравнивание. Но он получал другие трансферты! В отдельные годы перед Универсиадой, перед празднованием 1000-летия Казани общий объем трансфертов достигал 30—35% всех доходов бюджета республики при среднем уровне дотационности регионов 17—19%. Поэтому лучше судить по бюджетной обеспеченности. Богатых регионов в России только 7 — обе столицы, нефтегазовые округа, Сахалин и Тюменская область. Только в них душевые доходы бюджетов существенно выше, чем в среднем по России.
— Похоже, сегодня югу страны, с его развитой пищевой промышленностью, тоже полегче. Это так?
— Да, российский юг и черноземный центр — все, кто делает
продовольственную продукцию, — пройдут этот кризис мягче. Пищепром
в связи с уходом иностранных конкурентов с рынка получил
дополнительные преимущества. Сначала часть импортеров попала под
антисанкции, а потом свое слово сказал курс рубля. Потребители
обеднели по курсу в 2 раза. Вторая группа выигравших — как всегда,
нефтегазовые регионы. Жирка там изначально больше. Нефть, даже упав
в цене, не убивает доходы бюджетов. Просто чем выше цена на нефть,
тем большую долю прибыли компаний изымает государство в виде
налогов в федеральный бюджет и экспортных пошлин.
Даже при цене 30 долларов за баррель прибыль компаний
не особо снижается. Издержки у них в рублях, а прибыль в валюте,
они же очень большую долю продают за рубеж.
Третья группа выигравших — регионы ВПК. Такого не было в
постсоветской истории, чтобы в кризис рос оборонпром. Брянская
область — на 14% рост промышленности в 2015-м, Тульская — 11%,
Марий Эл, где ракеты делают, — 10%. Расходы федерального бюджета на
национальную оборону в 2015 году выросли на 28%. И теперь доля
расходов на оборону во всех расходах федерального бюджета — 20,4%.
Еще 12,5% — на национальную безопасность. Итого: треть расходов
федерального бюджета. Все это напоминает последние годы
существования СССР. Но все же нынешняя власть не похожа на
брежневских старцев, значит, в 2016 году ей придется резать
оборонные расходы. Праздник в регионах ВПК закончится.
Фото: ТАСС
|
</> |