Любовный многоугольник Софи Баварской
ru_royalty — 17.12.2014 Оригинал взят у malorossianin в Любовный многоугольник22 января 1867 года 22-летний Людвиг II Баварский прямо на балу в Мюнхенской резиденции неожиданно для всего высшего света сделал предложение руки и сердца своей 20-летней родственнице, Софии Шарлотте Баварской. Принцесса ответила согласием. Последовавшее за этим появление жениха и невесты в театре вызвало всеобщий восторг! Ведь так давно все мечтали о том, что молодой король женится! Казалось, они идеально подходили друг другу: молодые, увлеченные музыкой, театром, и Вагнером… Воображая себя новым Лоэнгрином, Людвиг нежно называл невесту Эльзой. Но увы!
«Почему я должна была познакомиться с тобой теперь, когда моя свобода в оковах» писала принцесса София. Через три дня после помолвки она познакомилась с другим молодым человеком. И по совершенно официальному поводу! София пришла к придворному фотографу Францу Ханфштенглю за предсвадебными фотографиями и влюбилась в его сына Эдгара, имевшего должность секретаря отца. Весёлый и жизнерадостный 25-летний фотограф, успевший повидать мир, разительно отличался от короля Людвига, любившего тишину и уединение. За один вечер он покорил сердце девушки! Однако вполне вероятно, что оба были знакомы и раньше, так как отец Эдгара был желанным гостем на проводимых герцогом Максом, так называемых встречах «рыцарей круглого стола короля Артура».
Франц Ханфштенгль с сыновьями. Эдгар - второй справа.
Поскольку принцесса София была невестой короля, необходимо было делать большое количество фотографий с её изображением, которые «прекрасный Эдгар» постоянно привозил во дворец её семьи, Поссенхофен. Это и стало первым поводом для встреч. Принцесса София Шарлотта доверила свою тайну двум фрейлинам: Натали Штернбах и Антонии фон Каан – которые и устраивали тайные свидания сначала в Мюнхенской резиденции, а затем замке Паль на Аммерзее. Каждое письмо влюблённая принцесса отмечала их знаком, ласточкой.
Встречи с официальным женихом разительно отличались от этого приключения: хотя Людвиг мог навестить невесту в любое время дозволительными считались лишь поцелуи в лоб при непременном присутствии дежурного офицера.
Софии с нежностью вспоминала то лето в Пале, когда король уехал во Париж с визитом к Наполеону III и «где мы так долго были вместе, <...> где я любила тебя так нежно». Несмотря на письма подобные этому, написанному в августе: «О, пусть мои горячие слёзы смягчат жестокую судьбу! Я хочу умереть в твоих объятьях, и пусть мир забудет, что когда-то была невеста баварского короля! Целую тебя тысячу раз, не забывай меня! С.Ш.» - любовники с самого начала знали, что их отношения обречены. В тоже время принцесса не стремилась разорвать свои отношения с королём (возможно, в тайне её прельщала возможность стать королевой или она так боялась родителей, которые не могли не устроить такую партию, после того как две старшие сестры Софи стали женами королей королей), который и сам находился в бесконечном сомнении, словно предчувствуя что-то неладное, и, быть может, как брат (Людвиг часто называл Софи сестрой) понял бы её при личном разговоре. К сожалению, всё сложилось иначе.
Один близкий Его Величеству царедворец писал: «Король объявил, что его невеста его не любит и ему не верна». Ходили слухи, что Людвиг застал её с любовником, но не стоит слишком доверять им. Помолвка несколько раз откладывалась, а в октябре и вовсе расторгнута. Замечу, что в этой ситуации все винили лишь короля, за нерешительность. Безусловно, никто не догадывался об истинном положении дел. И даже сестра Софии, императрица Австрии, которая любила своего венценосного кузена, писала: «Нет слов для такого поведения. Я только не понимаю, как он теперь появляется на глаза людям в Мюнхене, после всего того, что произошло». Но Людвиг молчал.
Тем временем герцогиня Людовика (мать принцессы) вновь взялась за поиски жениха для Софии, чтобы как можно скорее забыть позор, вызванный расторгнутой помолвкой. В мае в Поссенхофене побывал герцог Фердинанд Алансонский, внук французского короля Луи-Филиппа. Людовика устроила встречу Фердинанда и Софии в Саксонии, где в тот в то время находился. Фердинанд, который был очарован Софией, уже 19 июня 1868 попросил её руки. 29 июня 1868 Фердинанд приехал в Поссенхофен, чтобы познакомиться с родителями невесты. 28 сентября 1868 в одном из залов замка Поссенхофен, который в спешке был превращен в часовню, состоялось бракосочетание.
Почти сразу молодожены покинули родной для невесты Поссенхофен, чтобы после посещения нескольких родственников отправится в английское поместье «Буши Хауз», которое должно было стать для них новым общим домом. 19 июля 1869 в «Буши Хауз» на свет появляется дочь Софии Луиза Виктория. 18 января 1872 София родила сына, которому дали имя Филипп Эммануэль. Однако поспешная свадьба, устроенная так, чтобы все скорее забыли о скандале, обернулась новыми ужасами. Вскоре выяснилось, что молодой супруг не только страстно любил Софию, но и жестоко обращался с ней.
Снова и снова несчастная София пишет любовные письма Эдгару Ханфштенгелю, на которые не получает ответ, потому что Ханфштенгель уехал в Китай, где он работал в фирме «Кларк», занимавшейся торговлей чаем. София сбегает в монастырь её духовника в Париж, но супруг быстро находит её и возвращает в Англию. Когда Ханфштенгель после возвращения из Китая находит письмо Софии, то сразу же записывается военным фотографом в один из баварских полков, участвующих в только что развязавшейся войне между Германией и Францией.
В середине 1870-х гг. семья герцога Алансонского венулась во Францию. Многолетнее ожидание весточки от любимого Эдгара и садизм мужа подорвали её здоровье. Старшая сестра, Елизавета, была ужасно обеспокоена её состоянием. Мария-Валерия, племянница, отмечает в своём дневнике, что тётушка была молчаливой и странной. К 1880-м годам Софи смерилась с потерей Эдгара, который наконец остепенился и женился, но в 1886 году влюбилась в своего доктора, женатого господина Глазера. Фердинанд узнал об измене, и о старых письмах к Эдгару, и решил отправить жену в лечебницу для душевнобольных. Вскоре Софи оказалась в Граце, у известнейшего психиатра Рихарда фон Краффт-Эбинга. При помощи ледяных ванн и других жестоких методов лечения он должен был вылечить Софию от её сексуальной одержимости, которой она якобы страдала.
Спустя несколько мучительных недель Софии удаётся тайно сбежать из лечебницы, и она добирается до Поссенхофена, где узнает о смерти своего отца. Теперь принцесса снова отправляется во Францию и посвящает свою жизнь благотворительности в монастыре её бывшего духовника, Пьера. 4 мая 1897 София погибла во время пожара на благотворительной ярмарке по случаю Всемирной выставки, на улице Жана Гужона в Париже. Её муж умер в 1910 году, также как и бывший любовник Ханфштенгль.
Долгие годы считалось, что Людвиг жестоко бросил влюбленную в него девушку, или принял за измену свои больные галлюцинации. Когда в 1920 г. в одной кинокартине недвусмысленно намекнули на измену принцессы, общество возмутилось подобному видению.
В своём завещании Эдгар Ханфштенгль просил сжечь все письма, не читая. Однако его дети сохранили их. И в 1980 году дочь Эрна подарила их одному писателю, который готовил книгу об отношениях короля и принцессы. «Я хотела бы, чтоб эта история была исправлена» - писала она.
Изначально опубликовано мной по ссылке:http://die-retrospektive.diary.ru/p171249027.htm
|
</> |