Любовь заразительна: как сексуальные заболевания отразились на истории искусства
picturehistory — 30.09.2021Знаете ли вы, что пятна красоты ("мушки") часто использовались,
чтобы скрыть шрамы от оспы и язвы сифилиса? Или что напудренные
парики были способом скрыть облысение от венерической болезни? Не
будем углубляться в историю болезней, просто посмотрим, как
художники отображали ее. Ведь художники, увлеченные жанровой
живописью, писали то, что видели.
Сексуальные заболевания так же стары, как человечество. Сегодня
люди даже не догадываются, какие они счастливчики: подхватив
«неприличную» болячку, они в большинстве ее случаев от нее
избавляются, слава медицине, но они когда-то были неизлечимы.
И эта темная сторона истории широко отражена в истории европейского искусства, так как меценаты, ситтеры, да, нередко, и сами мастера, страдали от этих ужасных болезней.
У беспорядочного Лотарио Казановы якобы было одиннадцать приступов сифилиса, каждый из которых он лечил ртутью – жутко ядовитым веществом, ну просто отравой.
Ее величество ртуть
Гравюра с изображением человека в печи для фумигации (1659 г.) Жака Ланиэ. Распространенное лечение сифилиса в то время.
Ртуть применяли повсеместно. Первое средство для лечения сифилиса — соединения ртути и ртутные мази — предложил знаменитый Парацельс. Ртутную мазь втирали в ноги.
Лечение, рекомендованное итальянским врачом Джованни де Виго, применялось в Европе около 400 лет - до того, как изобрели пенициллин в 1928 году. Ртуть применяли в виде мази, вдыхали в паровой бане или принимали в таблетках.
К началу 17-го века европейская эпидемия сифилиса пошла на спад,
и количество художественных репрезентаций этой болезни
уменьшилось.
Но есть примечательное полотно кисти знаменитого Рембрандта
«Портрет Жерара де Лайресса», который страдал от врожденного
сифилиса в 1656 году. Сочувствующий, драматичный портрет.
Но сифилис никуда не делся, он продолжал косить людей. И в моду
входят поддельные родинки. Их придумали в 18 веке в ответ на
вспышку оспы, а также венерических болезней.
Изображение красавицы стало часто появляться в сатирических
представлениях. Хогарт (1697–1764) часто рисовал персонажей с
черными знаками красоты как способ показать развратное,
аристократическое общество.
XVIII век, Франция: порка и исповедь
Во Франции в конце XVII — начале XVIII веков была уже
отработанная система излечения от сифилиса. Она состояла из трех
этапов.
Первым делом недужного пороли — публично, на городской площади.
После этого его направляли в госпиталь, и, если болезнь была не
слишком запущена, врачи брались за дело. Они делали кровопускание,
затем промывание желудка, а потом — двухчасовые ванны в течение
двух недель. И снова промывание желудка. Третий этап состоял в
ртутных притираниях. После этого пациента объявляли здоровым и
выдворяли из госпиталя.
В девятнадцатом веке сифилис оставался невероятно опасным и
вездесущим заболеванием, несмотря на достижения в медицине и
микробиологии.
Акварелисты, такие как Кристофер д'Альтон (1847–1871), начали
наглядно изобразить телесные эффекты сифилиса.
Р.Купер. Обнаженная женщина смотрит в спину мужчине. Скелет в плаще в углу картины изображает собой сифилис.
Сам Ричард Теннант Купер (1885-1957) — малоизвестный при жизни британский художник, чьи аллегорические картины изображают связь между демоническими силами и вызываемыми ими болезнями.
В отдельной комнате в ресторане «Дохлая крыса», 1899
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Несчастный гений Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), постоянный посетитель «Мулен Руж», чья блестящая ночная жизнь ему казалась захватывающей, заразился сифилисом, в итоге умер от этой болезни.
Джейн Аврил на входе в Мулен Руж, надевая перчатки, 1892
Анри де Тулуз-Лотрек
Несколько лет спустя ведущий художник постимпрессионистов Поль Гоген (1848–1903) также предположительно умер от сифилиса.
Другими значительными деятелями культуры, которых охватила беспощадная болезнь, были Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Ги де Мопассан, Шарль Бодлер, Гюстав Флобер, Фридрих Ницше, Оскар Уайльд и Джеймс Джойс.
К концу своей жизни большинство из этих людей испытали серьезный психологический упадок, что историки связывают с токсическим терапевтическим потреблением ртути.
|
</> |