ЛЮБИТЕ КНИГУ
mihailgurevitch — 24.04.2024 Так как День книг и авторского права - то вспомню историю про книги.Рассказывал - как раз шесть лет ровно назад - но не грех и повторить.
Книги всю дорогу в моё детство были дефицитом. Само собой, я не про политиздатовский мусор говорю, а про нормальные книги. Это отражалось и в карикатурах, и в кино, и в выступлениях сатириков. И за макулатуру книги стали давать как раз полвека назад - в 1974 году.
Когда мы в школе проходили Лермонтова, мама мне купила четырёхтомник за сорок рублей. Начало восьмидесятых. Лермонтова! Классика нашего! Не какой-то дефицит детективно-фантастический. Не уникальное издание ограниченного тиража. Лермонтова! В десять раз дороже номинала. Половина месячного оклада для многих.
Лермонтов этой суммы, конечно, стоит - но всё же было б лучше, если б в своём отечестве он был доступен по государственной цене.
Впрочем, то государство вскоре и сгинуло. Как и порождённый им дефицит. А Лермонтов остался. И вообще, и конкретно у меня. И перечитывается.
Или вот ещё случай. В книжных магазинах, которые были завалены непродаваемой мутью, существовали букинистические отделы. Там покупали книги у населения - и потом продавали. Вот там можно было достать что-то стоящее. Если набраться терпения. Так как "выброс" продукта имел место раза два-три в день.
Пришёл я как-то в книжный. 1984 год на дворе. Жду. Хожу туда-сюда вдоль букинистического прилавка. Вместе со мной ещё несколько человек ждут, круги нарезают.
Часа через два выходит из закромов продавщица - несёт груду книжек. Ба-бах это всё на прилавок! Мы, ожидавшие, на это дело набросились как ястребы, как голодные волки, как пираньи - вот как в кино показывают. Или даже в мультиках - поскольку всё ещё быстрее и гораздо карикатурнее. Я в этой свалке что-то схватил - не до выбора! - вынырнул - и смотрю на добычу. Чего схватил? Лев Толстой, "Воскресение". Серия "Классики и современники". Я её, кстати, люблю. Другой волк-книголюб смотрит на меня с завистью - повезло мальчишке!
Толстой! Не детектив какой-то модный, не что-то эксклюзивное. Наш родной великий классик опять-таки, наш матёрый человечище. Да он свободно должен лежать везде на полках - а не в бой за него кидаться!
Вот так-то.
У меня таких историй много.
Михаил ГУРЕВИЧ
|
</> |