рейтинг блогов

Любая реформа, кроме моральной, бесполезна. Продолжение.

топ 100 блогов holonist24.10.2023 Любая реформа, кроме моральной, бесполезна. Продолжение.

                                  Начало

Показав читателю шесть форм государственного устройства, Полибий приступает к описанию цикла политических устройств. В этом цикле три хорошие и три испорченные формы последовательно сменяют друг друга. Эта последовательность является с точки зрения Полибия естественной.

В целом цикл представляет собой следующее.

Если человеческое общество гибнет в результате катастрофы, то уцелевшие люди образуют стадо, где власть принадлежит сильнейшему. С развитием нравственных понятий монархия получает черты упорядоченной царской власти. Через несколько поколений царская власть вырождается в тиранию.

Власть тирана и его злоупотребления вызывают недовольство лучших граждан, и после свержения тирании устанавливается аристократия. Во втором поколении аристократия превращается в олигархию. Это изменение происходит естественным путем.

Когда недовольные граждане свергают олигархию, устанавливается демократия.

Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на предшествующем историческом опыте. Так, после свержения тирании, общество уже не рискует вверить власть одному, а после свержения олигархии уже не отваживается вверить ее группе людей.

С развитием демократии в третьем поколении начинается ее разложение. Появляются лидеры — демагоги, которые развращают народ подачками. Возникает власть толпы (охлократия). Инициативные лидеры начинают стремиться к неограниченной личной власти, и в результате возникает правление одного, причем Полибий не уточняет, является ли это правление монархией или тиранией, и с этого момента цикл начинается сначала.

Показав, что простые формы государственного устройства нестабильны и находятся в постоянном движении, Полибий переходит к анализу смешанного государственного устройства, т.е. устройства, где соединяются преимущества лучших форм государства, и где благодаря взаимному контролю ни одна из них не развивается сверх меры. Это позволяет государству пребывать в состоянии равновесия, подобно плавающему кораблю.

Описанию римского государственного устройства посвящена основная часть политического трактата Полибия.

Римляне, как считает Полибий, имели три чистые формы власти. Все функции были распределены между отдельными властями настолько равномерно, что невозможно, по мнению Полибия, определить, какое именно устройство — монархическое, аристократическое или демократическое — существует в Риме.

Полибий показывает читателю, какие функции принадлежат каждой форме власти: консулы воплощают собой монархический элемент, сенат — аристократический элемент, народ — демократический элемент.

Консулам, когда они присутствуют в Риме, подчиняется весь народ и все должностные лица, за исключением народных трибунов; они докладывают сенату о всех делах и вводят посольства в сенат, наблюдают за исполнением постановлений, созывают народное собрание, вносят предложения, исполняют постановления, имеют неограниченную власть в военных делах, могут подвергать наказанию любого человека в военном лагере и расходовать по своему усмотрению государственные средства.

Сенат прежде всего распоряжается государственной казной; в его юрисдикции находятся все преступления, совершенные на территории Италии; он ведает отправлением посольства в страны, находящиеся вне Италии; решает вопросы войны и мира, принимает посольства.
Любая реформа, кроме моральной, бесполезна. Продолжение.
Полибий подчеркивает, что ни в одном из перечисленных мероприятий народ не принимает никакого участия. Понимая, что может возникнуть впечатление, что на долю народа не остается ничего существенного, автор спешит предупредить это ложное мнение. Он обращает внимание читателя на то обстоятельство, что народ оказывает очень сильное влияние на жизнь римского государства, поскольку именно в его руках находится право награждать и наказывать. С точки зрения Полибия этими стимулами определяется вся жизнь людей. Прерогативой народа является вынесение смертного приговора и наложение денежных штрафов, решение вопросов войны и мира, ратификация заключенных договоров и союзов.

Затем Полибий переходит к рассмотрению того, каким образом все три формы государственного устройства сосуществуют в Риме. Целью Полибия является показать, что между этими тремя формами существует равновесие, поскольку они, конкурируя между собой, взаимно уравновешивают друг друга.

По мысли Полибия, в основе всякого государства лежат не только законы, но и нравы. Именно поэтому столь большое внимание он уделяет рассмотрению внеконституционных элементов в жизни римского государства. Особенно подробно он останавливается на системе воспитания молодого поколения, системе поощрений и наказаний, на религиозных установлениях и, конечно, на военной системе.

Система поощрений и наказаний, существовавшая в Риме, вызывает полное одобрение у Полибия. Полибий — противник всякого уравнительного принципа. Если награды и наказания распределяются неправильно, они теряют свой смысл. Те государства, где эти принципы не соблюдаются, не могут преуспевать. Эта мысль Полибия не является его собственным изобретением. Уже Платон в «Законах» говорит, что «государство, как кажется, если только оно намерено существовать и благоденствовать, обязательно должно правильно распределять почести и наказания». Полибий с особой силой подчеркивает этот принцип и делает его важной частью своей политической теории. Как политик и военный, Полибий должен был хорошо знать воздействие на поведение людей наград и наказаний.
Любая реформа, кроме моральной, бесполезна. Продолжение.
Большое преимущество римского государства Полибий видит в его религиозных установлениях. Римляне положили в основу государственной жизни страх перед богами, который подвергается осуждению у других народов. Страх этот, считает Полибий, нужен ради толпы. Такие религиозные установления с точки зрения историка являются проявлением рационализма и реализма. Народ исполнен легкомыслия, противозаконных стремлений, бессмысленного гнева и насилия. Удержать его от всего этого можно только таинственным страхом и обрядами. Если бы можно было составить государство из одних мудрых мужей, то в подобных средствах не было бы необходимости. Неправильно поступают те люди, которые стремятся изгнать эти представления из государственного устройства, что уже имело место у многих эллинских народов. Римляне, наоборот, бережно сохраняют эти представления, и потому магистраты (высшие чиновники) у них пользуются доверием: ведь страх богов заставляет их соблюдать клятвы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Понравилась динамика действа. Сыграли 45 вопросов, затратив на это менее трех часов. Не было неоправданно длинных перерывов, пауз между вопросами, неуместного конферанса. Понравилась оперативность обработки результатов, общая таблица для всех участников. Чувствовалось, что соревнуемся не ...
По поводу сегодняшней странной возни вокруг Донецкого управления милиции попался мне сегодня такой текст. Там вообще довольно неожиданно многие донецкие странности объясняются. Как гипотеза, интересно. "ОХРЕНЕТЬ, ЭТО МАТРИЦА, ДНР НЕ СУЩЕСТВУЕТ!" Зато Донецкая народная армия сегодня п ...
- В центре нового скандала на почве супружеской неверности оказался президент ...
Разобрали с дочькой фильтр для воды Brita (дайте денег, Brita. Да даже возьму фильтрами Brita, Brita!). в связи с чем у меня сразу несколько вопросов к умным людям, то есть к вам. 1. Почему вот эту вот массу не продавать вразвес, а сами фильтры не делать разборными? Я его ...
Ещё про спортзал, извините. Женщина пришла в раздевалку из бассейна. Достала из сумки бутылку водки Байкал и ватные диски. Намочила диск водкой, протёрла лавку. Постелила на лавку полотенце. Села. Протёрла вторым диском резиновые тапки. Третьим - ноги и ступни. Сняла купальник, протёрла ...