Лукашенко разделяет и властвует
Евгений Ломов — 25.04.2011В белорусском обществе все заметнее раскол, связанный с отношением белорусов к политическому режиму их первого президента А. Лукашенко. Теперь уже редко кто задумывается, почему такое происходит. Но противники и почитатели «последнего диктатора Европы» без сомнения отмечают одно – именно он со своей «самобытной» политикой и является главным дезинтегратором и в стране, и за ее пределами (например, стараниями этого президента существует полумифический, едва подающий признаки жизни «Союз России и Белоруссии»).
Правилу «разделяй и властвуй» Лукашенко следует твердо и последовательно, в духе Никколо Макиавелли, у которого, кстати, этот принцип буквально звучит так: «то, чем управляешь, разделяй». Дошло до того, что Лукашенко не только почти весь свой стойкий «пенсионерский» электорат, но и многих представителей других социальных групп населения убедил в том, что любые несогласные с его политикой – «пятая колонна», о чем и заявил 5 марта этого года в интервью американской газете «Вашингтон пост», говоря о белорусской оппозиции. И повторил с тех пор этот, мягко говоря, неоднозначный термин, многократно, особенно в связи с недавним терактом.
К слову, это понятие появилось во время гражданской войны в Испании (с испанского - quinta columna) 1936-1939 годов. Считается, что авторство термина принадлежит испанскому генералу Эмилио Моле, командовавшему армией франкистов в ходе войны. Наступая на Мадрид, он передал по радио в октября 1936 года обращение к горожанам, в котором заявил, что, помимо имеющихся в его распоряжении четырёх армейских колонн, он располагает ещё и пятой в самом городе, которая в решающий момент ударит с тыла («пятая колонна» сеяла панику, занималась саботажем, шпионажем и диверсиями).
Это я к тому, что президент страны на весь мир заявляет, что во всех бедах Белоруссии виноваты именно несогласные с его политическим и экономическим курсом – о чем, кстати, он вещал и в интервью американской газете, вконец заболтав ее корреспондента своими «ценными» мнениями о мировых проблемах. При этом он всегда упорно уходит от ответа на вопросы, как случилось, что этот «курс» за 17 лет завел страну в тупик, из которого не видно выхода: экономика без малейшего намека на современные реформы; политсистема времен раннего СССР; гражданское общество не существует даже в зародыше; средний класс (основа стабильности любого современного процветающего государства) представлен разве что семьей самого Лукашенко, да несколькими сотнями приближенных к этой семье бизнесменов и чиновников.
Лукашенко маниакально боится потерять власть, этот страх – одна из его многочисленных фобий. Несомненно, он понимает, что за то, что он натворил за годы своего правления, ему придется нести уголовную ответственность. Перед кем и когда – лишь вопрос времени…
|
</> |