Лукач


Когда марксист Дьердь Лукач пишет свою знаменитую фразу:
«Когда поднимается занавес, будущее уже существует с
незапамятных времен», он менее всего думает о театре.
Но при этом максимально высказывает о сути театральности. Факт
спектакля склеивает времена. Эпический харак тер сценического
действия сплющивает прошлое, настоящее и будущее как бы в одно
длящееся настоящее. Театр в большинстве своем ставит старые пьесы.
Все новые пьесы очень быстро устаревают. Так или иначе, мы всегда
видим в театре пьесу про прошлое или про то, как настоящее
моментально становится прошлым на наших глазах. Стремительность
действия, коллизии очень быстро оттесняют то, что было на сцене до
настоящего момента, в прошлое: механизм театра постоянно гонит нас
к финалу, вытаскивает нас к коде, принуждает думать о будущем, о
неотвратимости вердикта судьбы и неизбежности конца. И, вместе с
тем, механизм театр – это пророчество о будущем, воспоминание о
будущем, грозное предупреждение о том, что случится, что может
случиться. Театр – это механизм прогнозирования, в идеальном театре
разыгрываются конфликты будущего и безопасно тут проверяются,
создавая противопожарный эффект. С третьей стороны, механизм театра
все прошлое и все будущее делает здешним, творящимся в данную
секунду на сцене. Театр может быть только здесь и сейчас, даже
когда он говорит о царе Федоре Иоанновиче или о Далекой Радуге. И
этот эффект эпизации делает события одновременно и прошедшими, и
проходящими в данный отрезок времени. А ведь еще сценическое время
почти никогда не совпадает с реальным. Одним словом, время для
театра, спрессованное время – категория ключевая. «Когда
поднимается занавес, будущее уже существует с незапамятных
времен».