лучше валенки подшить: "Верь своей собаке" Н.Гудиевой в "Пространстве Внутри",
users-arlekin- — 16.03.2024
Был готов к тривиальному механическому набору душещипательных
или комичных историй разной степени занимательности, а увидел, при
всех оговорках, настоящий полноценный спектакль. Пьеса-вербатим
скомпонована из реальных историй, записанных со слов родителей -
неудивительно, что самым ярким эпизодом спектакля, режиссерского
дебюта Марии Карлсон, оказывается сценка, где она, будучи дочерью
автора пьесы Нонны Гудиевой, в утрированном до травестийности
имидже отца, продюсера Олега Карлсона (с накладными усами, в
парике, при очках и т.д.) дуэтом с почти бессловесным — хотя совсем
заткнуть его не удается…реплики врываются в монолог — папой
рассказывает семейную предысторию от момента переезда из
Гельсингфорса после революции во Францию и возвращения з Марселя по
зову Молотова прямиком в Казахстан (про Казахстан, что характерно,
Молотов не предупредил...); остальные микроюсжеты, разыгранные
другими исполнителями, тоже более-менее увлекательны по-своему;
правда, для такого формата хронометраж, приближающийся к двум часам
(впрочем, это как раз легче всего поддается корректировке), явно
чрезмерен; вклинивающаяся в череду монологов общая музыкальная (и
танцевальная) пауза не несет смысловой нагрузки, а слегка разбавляя
мероприятие эмоционально, лишь увеличивает продолжительность
вечера; последующие за семейным дуэтом «2 Карлсон 2» моно-истории,
кажутся вовсе лишним довеском, даром что в одной из них
предполагается хоровое пение "Валенок" под гармошку (баян), а
напоследок приберегается монолог от лица собаки (и в отличие от той
плюшевой, что «выгуливают» в своем дуэте Карлсоны - живой,
настоящей, вполне милой псины) - последнее, кстати, меня покоробило
не только стилистически, но и своим благодушным, неуместным, на мой
взгляд, в общем контексте посылом; призыв собаки к людям быть
добрее - отдает спекулятивностью и фальшью, особенно после всего
услышанного ранее; не знаю, как собакам - людям он вряд ли
поможет.
Вместе с тем упор на "генетическую", то есть биологическую,
природную, кровную подоплеку "родства" не сообразуется по смыслу с
многими наиболее драматургически выигрышными историями - в
частности, где выясняется, что вся "мужская" линия "семейного
древа" состоит из "черных пятен" (лично я могу сказать за себя
ровно то же - и отнюдь не стремлюсь заполнить лакуны, напротив,
малейшего позыва к тому не испытываю, ей-богу!), либо озвучивается
догадка, что отец был не родным сыном своего номинального отца,
поскольку чрезвычайно был похож на соседа, а от всех остальных
членов семьи заметно отличался - интриги на грани драмы и анекдота
порой занятны, но в большом количестве утомительны и постепенно
интерес к ним приходится разными театральным примочками, не всегда
оправданными содержательно, подогревать, да и не всегда умело
использованными, если честно: так, партнером одной из героинь
становится кукла, управляемая артистом-кукловодом, но по ходу
монолога "кукловод" ретируется, и манекен из собеседника
превращается в необязательный, театрально не освоенный атрибут, в
"игрушку"... Тем не менее "Верь своей собаке", пусть и распадаясь
местами на эклектичные фрагменты, и при внутреннем моем
противодействии его всепобеждающему благодушию, не превращаясь ни в
мемориальную акцию, ни в психодраму, ни в вечерок междусобойных
воспоминаний, остается спектаклем, к которому можно отнестись
критично без скидок на статус режиссера-дебютанта и прочие внешние,
"семейные" в том числе, обстоятельства.
