Лонгрид про ММКФ.

"Когда обличители «Михалковского кинофестиваля» утверждают, что последний фестиваль (неважно какой, они всегда это повторяют) не оправдал надежд, потому что «не было никакого события», то они лгут. 47-й ММКФ можно упрекать в чём угодно, но одно событие там точно было: второй показ минисериала Романа Михайлова «Путешествие на Солнце и обратно». Впрочем, от кого и зачем мы слушаем нелепые рекламации. Среди недовольных заметил стрёмного пупса, являющимся по совместительству редактором какой-то «онлайн-платформы», он на полном серьёзе верещал что на фестивале остался разочарован фильмом Твердовского, коим режиссёром был очарован в юности. Это уже не лечится - данная генерация разочаровашек уродилась неудачной, несите следующую.
А минисериал Михайлова для тех, кто манкировал Твердовским ещё когда это не было модным, то есть людям не столь инфантильным, что созвучно названию дебютного фильма математика-писателя-режиссёра. И в этой «Сказке для старых» содержится как преимущество минисериала, так и его недостаток. Плюс – в том, что выдерживается стиль: от героев и планов до ритма, монтажа, цветокоррекции, ситуаций. Что, конечно, не отпугнёт целевую аудиторию. Но некоторой её части (то есть мне), всё это может показаться очередным просмотром фильма Михайлова.
Где-то это всё виделось. Вот появляются карты – было, и не раз. Сумасшедший дом – да, тоже совсем недавно туда картёжника помещали, и бегали по коридорам. Одарённые подростки в пограничных состояниях – всё на месте. Зачем смотреть – непонятно, книжку же читали. А нет, есть отличие от книжки. Забрюленная «газета, которая находится в лучшем из миров для газет», как сформулировала когда-то Алёна Полунина. Радость узнаваемого – не может не радовать.
Хотя есть в этом и ещё что-то. «Путешествие» как альтернатива «Слову пацана». Но если в «Слове» не жалко никого, то в «Путешествии» — жалко всех. Хотя можно найти и множество других элементов, в которых два несомненных кинособытия входят в противофазу. Сериал Першина поставлен по сценарию, который написан по чужой книге людьми, которые там не жили, поэтому со множеством сценарных ляпов. Михайлов, далёкий от индустрии кино, выстраивает свою вселенную в единстве литературной, сценарной и жизненной фактур, ему не приходится монтажными приёмами отвлекать от того, чего не было, ведь было – всё.
(Если кому-то показалось, что в дихотомии «Путешествия на солнце и обратно» и «Слова пацана» я в скрытой форме плюнул в группу лиц, причастных к изгаживанию романа Елизарова «Библиотекарь», то им – не показалось).
Но при этом комплименты, которые раздаёт Михайлову кинокритик Михаил Трофименков, могут быть отчасти объяснены его, Трофименкова, жоракрыжовникофобией. Ну не нравятся ему фильмы Першина, а больше в товарных объёмах никто фильмов, о которых говорят, не отгружает. Так почему бы и не объявить флагманом генерации кино РФ Михайлова? Но тут есть загогулина. Фильмам Михайлова никто не подражает (а это главный критерий качества режиссёра), и вряд ли будет. Личный опыт – он и есть личный опыт, не воспроизводится.
Как говорят нелюбители михайловского творчества, «это графомания от кино». Претензия внятная, но кто сказал, что графомания — плохо? Лев Толстой тоже был графоманом, что никак не препятствует ничему. Хотя вклад Толстого в литературу и Михайлова в кинематограф, несомненно, несоизмеримы. Другой претензией к математику, ставшему режиссёром, является справедливое утверждение, что он не понимает в кино ничего, и просто ретранслирует аудитории образ мудрости. Может и так, но мы знаем множество режиссёров, чьи актёрские дарования в презентации стиля «мудрый режиссёр» значительно превосходят собственно постановочные. И ничего – их когда-то и на «Оскар» номинировали.
В какой-то мере фильмы Михайлова можно соотнести с творениями некрореалистов или Аристакисяна (какой Линч, о чём говорят все эти люди?!). Однако «предшественники» творили от мудрствования (поэтому и не взлетели), «продолжатель» — от незамутнённости, поэтому всё пока идёт как по маслу. Конечно, надо сказать огромное спасибо продюсеру Юлии Витязевой, которая умудряется тащить весь этот огромный воз (режиссёр умудряется снимать по две картины в год) без копейки государственных денег.
Главный феномен Михайлова в том, что, будучи внесистемным режиссёром, он доводит до зубовного скрежета кинономенклатуру. И предъявить ему, собственно, нечего. Не будучи замеченным в какой-либо политической ангажированности, он, тем не менее, занесён на сайт «Миротворец». Не бог весть какой подвиг: в эту помойку заносят всех, кого не лень. Но для значительной части «творцов» на бюджете РФ даже такая малость – страшнее страшного сна. Достаточно вспомнить поимённо эстетически недоразвитых деятелей, выходивших на ныне покойном «Кинотавре» с лозунгом «Фри Сенцов», и не все они сейчас по ту сторону иноагентства.
Размышляя о том, нужно ли рекомендовать сериал, сделанный не для платформ, к просмотру, вспомнил, что второй показ в рамках ММКФ собрал прекрасных людей - Дмитрия Карпюка, редкого кинокритика, к мнению которого прислушиваются другие кинокритики, Вову Акваланга, Илью Шамазова и многих других. Все они подходили с предуведомлением «я не член секты, но пришёл глянуть». И день получился хорошим вне зависимости от просмотренного в кинозале. Так что, наверное, будет не лишним, вне зависимости от количества фильмов Михайлова, просмотренных ранее. Главное – не заставлять себя это делать".
Остальные написали гораздо лучше и больше.
|
</> |