ЛОМОНОСОВ - ГОЛЕМ. ЭТО НЕ УЧЕНЫЙ.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Биографом, впервые сделавшим Ломоносова «помором», был русский историк Владимир Ламанский. Последующие поколения историков старательно «пересказывали» это и другие его положения. Ни в одной из биографий, написанных до труда Ламанского 1863 года, ни ученый, ни его родственники не именуются «поморами»: ни в предисловии к «Оде на смерть Ломоносова», написанной боготворившим ученого графом Шуваловым, ни в статье просветителя и книгоиздателя Николая Новикова, ни в записанных Михаилом Муравьевым рассказах земляков. Не сохранилось и исторических документов, в которых бы сам Ломоносов называл себя «помором». На допросе в синодальном правлении в сентябре 1734 года Ломоносов сообщает следующее о своем происхождении: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьянами и положен в подушный оклад».
Отсутствие Ломоносова-«помора» при жизни ученого и в его посмертных биографиях может объясняться тем, что поморами в те времена называли жителей совсем других районов Белого моря – западного Беломорья. Жители же восточного Беломорья до XIX века не именовали и не определяли себя «поморами». 2 Удивительный край Биография Ламанского подарила «истину» о Русском Севере как о крае с особенным укладом жизни. С одной стороны, с этим трудно спорить, действительно, край – удивительный. С другой стороны, «особенность» Русского Севера определялась «замечательными условиями», которые оказались не так уж и щедры на гениев. Распространенное и часто цитируемое сегодня высказывание Георгия Плеханова о том, что архангельский мужик стал велик и разумен не только по воле божьей и по своей собственной, но и потому, что он был «мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника», вызывает сомнение. Отсутствие крепостного права на Русском Севере мало согласуется с известным фактом из биографии Ломоносова: для «бегства» в Москву, будущий ученый выправил паспорт, а когда срок действия документа истек, числился беглым. Если же определять крепостное право как универсальный и повсеместный государственный режим, ограничивающий передвижение населения в целях исправного сбора налогов, то крепостное право на Русском Севере все-таки было.
Уже не один десяток лет в некоторых научных и околонаучных кругах бытует мнение, что отцом Михайло был вовсе не Поморский рыбак из деревни Мишанинская, что находится неподалеку от Архангельских Холмогор.
Поговаривают, что Михаил Васильевич на самом деле должен быть Михаилом Петровичем, так как в отцах Ломоносова видят ни кого-нибудь, а самого российского самодержца Петра Великого. Однако никаких реальных доказательств того, что Михаил Ломоносов был сыном Петра I, нет. Те, кто говорят о таком необычном родстве, пытаются в качестве доказательств привести доводы, что, мол, царь Петр бывал близ Холмогор, когда трудился на Архангельских корабельных верфях. Однако последнее посещение Холмогор царем Петром Великим, если верить официальным источникам, датируется 1702-м годом. И здесь получается, что Михаилу на момент ноября 1711 года должно было быть как минимум лет восемь, либо необходимо допустить, что Петр заглядывал в эти Поморские места неформально. И то, и другое выглядит достаточно сказочно. Что было «неофициально» делать царю в северной деревне? Если даже ему очень приглянулась Мишанинская крестьянка, то вряд ли бы он позволил себе сорваться из столицы на Архангельские земли, чтобы «повидаться с зазнобой». Да и допускать, что год рождения Михаила – 1703, а не 1711 тоже несколько наивно. Все-таки 8 лет – достаточно серьезный отрезок времени для молодого человека, и отличить 10-летнего от 20-летнего можно без особого труда.
А теперь внимание : ЛЕГЕНДА! Непонятна ситуация, которая позволила отцу Ломоносова – Василию – буквально за несколько лет из простого рыбака превратиться в одного из самых богатых людей Поморских земель. Кроме земельных наделов, Василий Ломоносов имел в собственности огромный, по тем временам, рыболовецкий корабль, на котором выходил на промысел вместе с сыном Михаилом. На этот счет у определенного круга людей существуют свои соображения. Согласно этим соображениям, к Василию Ломоносову в момент беременности его жены пришли поморские колдуны и вручили ему футляр со свитками, содержащими непонятные письмена. Один из пришедших в дом Василия сказал, что эти письмена должен прочесть его будущий сын. И в качестве подарка отцу Михаила Ломоносова, якобы было подарено, несколько мешков золота, которых хватило и на корабль, и на то, чтобы нанять новую рыбацкую команду, и на земельные наделы, и на обучение сына в Москве. Сторонники этой версии утверждают, что именно Василий направил сына на учебу в Москву. Да и до исполнения Михаилу девятнадцати лет, отец вовсе не препятствовал тому, чтобы Михайло изучал науки.
Кстати говоря, свитки, оставленные Василию Ломоносову, содержали, якобы, письмена, оставшиеся от страны Гипербореи, которая исчезла с лица Земли более 9000 лет назад. Эти-то, мол, письмена и предстояло разгадать Михаилу. И это были свитки АЛХИМИКОВ. В них давалась инструкция по изготовлению философского камня и алхимического порошка ! А вот чьи это свитки - история опять выдумана.
Несмотря на всю фантастичность версии, она проливает немного света на то, каким образом Михаилу удалось поступить на обучение в высшую школу. Эта же версия позволяет порассуждать на тему, а зачем вообще крестьянскому сыну понадобилось учиться. Если его отец накопил своим трудом приличное состояние, то и сын мог продолжать дело отца без какой-либо образовательной базы. Но Ломоносов с малых лет уделять повышенное внимание книгам. Сам он говорит, что его первыми университетами стали две книги: «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого. Откуда такая любовь к знаниям у рыбацкого сына?..
|
</> |