
ЛОЖКА, ВИЛКА, САЛФЕТКА


Профессор Преображенский у Булгакова, помнится, считал святым делом "возможность принять пищу там, где её принимают все нормальные люди, то есть в столовой".
Имелась в виду вовсе не точка общепита.
Профессор говорил о специально отведённой для еды комнате в квартире.
У него такая комната
была:
Эта столовая в состоятельном российском
доме тоже солидная, во вкусе
профессора.
Даже
шикарнее:
Прошло сто лет, и теперь мало кто из нас
ежедневно принимает пищу в особой комнате по соседству с
гостиной.
Ведь именно из гостиной парами было
положено следовать в столовую на званый обед или ужин.
Так что эти два помещения обычно
соседствовали.
Нет, столовые у нас таки имеются - но
обычно они совмещены с кухней.
Для каждодневной еды американский вариант
привился:
Удобно же!
Профессор Преображенский с отвращением
наблюдал бы такое новшество.
Кухня у него - чадное и жаркое помещение на
задах квартиры.
Это место труда и обитания людей низшего
сословия:
Однако даже в самых богатых
европейских домах столовые существовали далеко не всегда
(античность уж оставим за скобками).
Впервые такие особые помещения упомянуты в 1630
году.
Но даже в конце
XVII
века столовые оставались редкостью и в
домах знати.
Тогда где же ели?
Простолюдины питались прямо на кухне, рядом с
очагом:
Богачи же ели в спальнях - как Айседора
Дункан по версии Швондера.
Это перекус в эпоху Ренессанса, без всяких церемоний
:
А это уже барокко, XVII век.
Но угощение гостей всё ещё проводится в спальне.
Хорошо видна кровать с пологом и
подушками:
Ели и в передних и
холлах:
И в гостиных, приставив столы к
стенке:
Правда, в инструкциях по этикету времён
Короля-Солнце Людовика XIV всё же упоминаются столовые (salle a
mange).
Но имеются в виду вовсе не какие-то особые
помещения.
Просто рекомендуется зимой питаться "в
квартире, причём в самом тесном и тёплом уголке, наименее
достижимом для свежего воздуха":
Странноватый
совет?
Однако всё понятно: зимой в большинстве
обширных дворцовых залов стояла ощутимая
прохлада:
Так что "тёплый уголок" советовали
дополнительно обогреть.
Чтобы есть с удовольствием, а не ёжиться и
не лязгать зубами.
Зато летом напротив, стоило поискать местечко попрохладнее и
поживописнее:
"Гостиные и галереи для этого весьма
подходят, именно потому, что из них открывается вид либо на поля,
либо на сады":
Террасы и эти самые сады тоже годятся,
чтобы там поставить столы и
попировать:
Раз не было постоянных столовых, то для
званых обедов просто приносили в подходящие залы
столы.
Их ставили либо вдоль стен, либо углом,
буквой Т или П:
Особые обеденные столы на жёстко
скреплённых со столешницами ножках стали обычным делом только
к
XVIII
веку.
До того поступали, как в Средние века:
клали на козлы прочные столешницы и монтировали конструкцию нужной
длины:
На стол стелили скатерть, ниспадавшую до
пола.
В эпоху барокко даже двойную - сначала ковровую (это долго было
модным; на пол класть драгоценные восточные ковры считалось слишком
расточительным), а сверху полотняную.
Это выглядело вполне импозантно:
Во главе стола восседал хозяин.
Или самый почётный гость.
Это было самое приятное место - ближе всего
к камину (зимой) или к окну (летом) и дальше всего от двери, чтобы
не продуло сквозняком.
Здесь спину хозяина греет камин:
Прочие гости располагались в соответствии
со значимостью.
Уважаемые сидели ближе к хозяину и
вольготно, а "просто приятные" (вроде дальних родственников и
деятелей культуры) - ближе к двери и более
скученно.
Вот на этом банкете количество гостей явно
превышает число посадочных мест и
приборов:
Поэт и теоретик классицизма Никола Буало
натерпелся на таких аристократических обедах:
Когда расселись мы вдоль тесного стола,
То между нами влезть и кошка не могла,
Дыханье затаив, мы стиснуты сидели,
Вертелись, ёрзали, вполоборота ели.
При Людовике XIII это выглядело
так:
Тарелки на столах тоже имелись не
всегда.
В Средние века супы подавали в мисках, а
твёрдую пищу типа жаркого каждый мог взять на индивидуальную
дощечку - деревянную или
металлическую:
Эти подставки для еды бывали как круглыми,
так и прямоугольными.
Рядом клали хлеб, чтобы вымакивать сок,
который вытекал из мяса и прочего.
Первые французские тарелки были изготовлены
только в 1538 году для куртуазного короля Франциска I.
Заказ его был... целых 6 штук!
Но скоро удобство тарелок оценили, и их стало
много:
Посуда была в основном из металла - у
среднего класса оловянная, у богачей серебряная.
И даже золотая, как здесь:
Крестьяне довольствовались
глиняной:
Изысканные керамические тарелки итальянской
работы имелись в буфете королевы Франции Екатерины
Медичи:
Это была заграничная диковинка.
Но французы майолику освоили быстро (век фарфора ещё не
наступил).
Вот такая «аппетитная»
тарелочка
XVI
века:
Тарелки сначала были только мелкие, для
вторых блюд.
Лишь позже появились глубокие суповые.
Италия, задававшая тон в искусстве и роскоши, и тут была
впереди Франции.
Так что глубокие тарелки французы поначалу называли итальянскими
или "мазаринками":
Это кардинал Джулио Мазарини,
неаполитанский уроженец, ввёл на них
моду:
До него аристократы просто пили бульоны и
протёртые супчики из мисочек с двумя
ручками.
Или ели суп из мисок, как в
старину.
Ложки и ножи на столе были издавна, а вот вилку стали
использовать много позже.
Сначала её оценили повара на кухне как
удобное орудие.
Вот поварской инструментарий, в составе которого трезубая
вилка:
Позже вилка попала и на обеденный
стол.
Там она долго оставалась
редкостью.
В описи имущества королей часто можно
встретить упоминание вилки в единственном числе - как личного
ценного предмета для монарха:
Тогда как в приборы, которыми пользовались
гости, вилки не входили.
Гости обходились ножами да
ложками:
Простонародье ложками ело всё подряд.
Любители рикотты:
Когда же в моду вошли огромные плоёные
воротники-фрезы, с едой, естественно, стали возникать
затруднения:
Для сбережения воротника во время еды
пришлось всем учиться есть вилкой:
Но выходило это не у
всех.
Королева Анна Австрийская - та самая, из
"Трёх мушкетёров" - так к вилкам и не привыкла.
Она предпочитала брать вкусности пальчиками, которые
считались самыми красивыми и изящными в
Европе:
Светские ловкачи, овладевшие искусством
орудовать вилками, потешались над
неумехами:
"Было забавно смотреть, как они... ели
вилками, ибо те, которые были не столь искусны, как другие, роняли
много еды обратно на блюдо и на свою тарелку или же теряли её по
пути ко рту".
Здесь кто-то уже выучился пользоваться вилочкой, кто-то лезет к еде
прямо рукой:
Каждому, даже вполне умелому гостю,
обязательно полагалась для поддержания опрятности
салфетка:
Салфетки меняли через две перемены
блюд.
Или, если обед был не самый помпезный,
перед десертом.
Салфетки клали на тарелки всегда сложенными
каким-нибудь хитрым образом:
Возникло огромное количество способов
сложить салфетку.
Дворецкие знатных господ изощрялись в этом
искусстве, как могли. Выдумывали фирменные формы и
названия.
Но основные приёмы складывания - бастонЕ (сложить пополам и
далее делать параллельные как можно более мелкие складки) и фризЕ
(всё сложить маленькими квадратиками).
Салфетку можно было сложить в виде сердца, митры, креста св.
Духа, петуха или курицы с цыплятами, голубки в корзине, собаки и
пр.
Для постных дней рекомендовалось складывать
из салфетки ракушку или какой-нибудь
фрукт.
Это искусство не забылось и позже.
Салфетки XIX века:
И теперь подобное
практикуют:
Если в старину в доме не находилось умельца
по части оригами из салфеток, приходилось звать
экспертов.
Существовали и такие узкие
специалисты!
Особо во времена Короля Солнце был известен
некто Вотье с парижской улицы
Сен-Мартен.
Можно теперь и самим попробовать сложить
салфетку, как на королевском столе.
Вот способ, описанный в руководстве 1671
года.
Называется он "Двойная дыня" (стало быть, задуман для постных
дней):
"Положите салфетку изнанкой вверх; сделайте в середине
складку шириной в один дюйм и продолжайте делать такие складки
сначала в одну сторону, пока до края салфетки не останется шесть
или восемь дюймов, а потом в другую
сторону.
Переверните и бастонируйте её по
длине».
Бастонировать – «бить палками».
То есть надо хорошенько прижать и закрепить все сгибы этого
сооружения.
«Если хотите, можете также сделать её
фризе".
И финал процесса:
"Подложите под неё длинную булочку и сложите под ней два конца
салфетки".
Честно говоря, трудновато это представить.
Сделать тем более.
Но да, чтобы конструкция из салфетки не разваливалась и
выглядела симпатичной и объёмной, внутрь или под неё часто клали
булочку:
Так что гость, чтобы отереть руки, ещё и
вынуть булочку из салфетки должен был элегантно и
ловко.
Великолепный
век!
|
</> |