Логово фарисеев
serge_le — 02.01.2022- «Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк.14.1-11)…
Иудейская традиция предполагает три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — ближе к вечеру. В описываемом случае речь идет о второй трапезе: она, как правило, устраивалась после молитвы в синагоге. В респектабельных еврейских домах было принято устраивать обед, на который приглашался либо авторитетный учитель (и тогда трапеза становилась продолжением синагогальных событий: размышлением над Законом), либо бедняки (и тогда это уже было такое социальное мероприятие). Учитель тоже мог пригласить своих учеников – тогда получалось удачное совмещение первого типа сценария со вторым. Духовная составляющая подобных встреч доминировала над кулинарной, которая была искусственно «дефорсирована»: пища, употребляемая за такой трапезой, готовилась в пятницу, а законы субботы накладывали серьёзные ограничения по возможностям ее подогреть и, тем более, доварить и дожарить седьмым днем. Но при этом все равно считалось, что субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой: иудеи знали, что лучшая приправа к еде – это молитва, а лучшее ее украшение – скромность и благочестивая компания. В бедных домах «все лучшее» оставлялось не на Новый год, а на субботу.
Для небольшого ознакомления в тему фарисейства на современном его этапе учения по теме можно пройти по ссылкам. Нам тоже может быть полезно: особенно тем, которым просто лоб перед едой перекрестить сложно.
-
http://beerotwomen.ru/статьи/царица-суббота/законы-субботы-подогрев-пищи-в-суббот/
-
http://www.beerot.ru/статьи/еврейский-закон-алаха/законы-соблюдения-субботы/подогревание-и-возвращение-пищи-на-ог/
- https://toldot.ru/urava/ask/urava_5342.html
Нам остается только гадать, формально в каком качестве был приглашен Иисус: нищего странника, духовного наставника, или того, кто после определенного искус мог бы стать учеником местного танная. Лишь бы с кем иудей, а тем более такой серьезный, за субботнюю трапезу не сядет. Но наш фарисей обладал достаточным авторитетом, чтоб позволить себе такое «сомнительное» сообщество – он «мудрец», у него все под контролем.
Не исключено, что этот фарисей был симпатизантом Иисуса. Как говорит Евфимий Зигабен, «этот фарисей позвал Его как пророка на угощение, стремясь составить впечатление о себе, что он чужд недоброжелательства», поскольку и среди фарисеев встречались «дурные лишь наполовину и превосходившие других». Т.е., фарисей позвал из лучших побуждений, но остальные, подавленные его авторитетом, косились и по старой доброй традиции искали, до чего доколупаться: вынужденно, но с интересом «наблюдали за Ним».
Но, наверное, большинство комментаторов, обративших свое внимание на этот вопрос, думали иначе и полагали, что приглашение Иисуса было частью коварного плана: под видом гостеприимного приглашения Господь был заманен в «логово» своего врага, где предполагалось Его публично «выпороть» за несоблюдение субботы и, возможно, даже за незнание законов о ней. Неслучайно тут, как рояль в кустах, ни с того ни с сего, «вдруг» перед Иисусом оказывается больной «водяной болезнью» – по всему видать, что решили ловить Иисуса «на живца». Это был посторонний человек, приведенный с улицы – Христос его сразу «отпускает» после исцеления. Возможно, среди присутствующих были и скептики, относившимся к слухам о чудесах Иисуса только как к слухам, но на тот случай, если чудо таки произойдет, у злопыхателей была припасена заготовка из нужных цитат.
Но Христос неожиданно «ударил первым»: Он сам начинает задавать вопросы, притом перед тем, как сотворить чудо. Господь тем самым продемонстрировал Свою осведомлённость в умыслах своих оппонентов. Эффект неожиданности, разоблачения планов и свершившегося чуда сработал: все трусливо испугались и отказались от диспута.
«Считалось, что совместное вкушение хлеба может положить начало дружеским отношениям между людьми, поэтому предательские и даже просто недружественные мотивы участников совместной трапезы вызывали отвращение у древних читателей». Проблемной с точки зрения даже самих законов о шаббате является сама попытка устроения такого судилища для Господа в субботу.
Мы не будем уходить в разбор спора по существу, ибо тему исцеления в субботу мы рассматривали уже неоднократно на примере разных чудес. Лучше перейти было бы к теме рассадки за столами… У меня тут так чешется язык пройтись начиная от проблемы первенства в Церкви и диптихов и кончая не знаю, чем. Но в рамках постного самоограничения я лишь напомню вам о том, что «фарисейство» в Евангелии – это не только метафора лицемерия, это еще метафора надменности и самопревозношения, взятых не только в личностном их аспекте, но и применительно к целым сообществам. Скромных представлений о себе должны держаться не только отдельные люди, но и церкви. Фарисейство – это еще и способность сделать правду бесполезной и девальвированной.
|
</> |