логоневроз, логопед и всётакоэ
malyshi — 27.06.2019 Дочке почти 6 (будет в августе).С 5 лет пошла в сад, в саду есть логопед. Осенью зашли к ней с просьбой посмотреть и определить, когда/как заниматься. Нет звуков ш, ж, р, л. Вместо Ш - С, вместо Ж - З, Р проглоченная-невнятная, Л иногда проскакивает правильная, но обычно вместо неё какое-то "уо-уа". И вот логопед с ней поговорила, буквально тут же показала, как добиться Ш (выдвинуть нижнюю челюсть вперёд), сразу получилось, но это всё было так, предварительно, в рамках диагностики, не занятие. Сказала, что ничего критичного нет, но и мест, к сожалению, тоже уже нет... стало быть, заниматься начнём со след. года, то есть после 6 лет, и то - если эти звуки не появятся сами, а такое вполне возможно. НО. Обратила внимание, что дочь тянет звуки и потом по несколько раз может повторить начало слова, сказала, что это логоневроз, и вот с ним-то надо разобраться перед тем, как заниматься звуками. (Про логоневроз говорила и логопед в поликлинике, когда мы заходили заполнять карту перед садом.)
Ну ок. Почти весь год радостно болели, и вот на прошлой неделе наконец-то добрели до невролога. Логоневроз этот тем временем то слабел, то вообще почти исчезал, то обратно возвращался, то так усиливался, что слушать человека было невозможно. Пока она продиралась через эти бесконечные а-а-а-а-а у-у-у-у-у и приступала к собственно словам, могло минуты полторы пройти. А потом опять почти исчез, и вот недавно возник снова, мне удалось записать несколько видео, где это хорошо слышно, чтобы предъявить доктору, а то в новой обстановке да с новым человеком можно полчаса ждать от неё хоть словечка, и не дождаться.
Невролог хороший, мы с 7 мес. к ней ходим, считается чуть не лучшим в городе. Зав. неврологическим отделением в нашей детской больнице, возможно, поэтому не склонна драматизировать, а наоборот всё больше успокаивает в духе "отстаньте от ребёнка, прекрасный ребёнок". Это насмотревшись-то больничных ужасов. И вот даже она подтвердила логоневроз + ещё одно проявление есть - дочь в мясо расковыривает большими пальцами рук остальные пальцы. В общем, прописала фенибут на 6 недель (а если пройдёт раньше - то прекратить раньше) и электрофорез. Плюс занятия с логопедом, специализирующимся на заиканиях. Назвала спецсад для заикающихся, посоветовала связаться с тамошними логопедами и договориться о занятиях. Я впала в некоторую прострацию, уж не знаю, видя это или по другим соображениям написала мне телефон бабусечки, которая раньше работала в этом саду и "может быть, согласится позаниматься".
Позвонила я бабусечке - она согласилась, мало того, она совершенно официально принимает в центре логопедов и дефектологов, в общем, мы пошли. Первая встреча была - не занятие, а диагностическая. Дочь говорила крайне неохотно, по одному слову. А звуки она затягивает исключительно при длительных повествованиях, когда что-то пересказывает, мультик или сон или говорит о своих планах. В общем, услышать не было возможности, потому что она ничего не рассказывала. И логопед эта говорит - логоневроза у вас нет, мне тут делать нечего, а вам нечего ходить и тратить деньги. Тут я ей, значит, видос под нос - мол, а это тогда - что?! Нет, говорит, не невроз, а неразвитая культура речи: человек сначала говорит, и только по ходу дела думает, а вот пока думает - тянет.
Я-то не спец, я не знаю. Может, она и права. Но вот три спеца - хороший невролог и два логопеда утверждают, что есть, и тут вдруг - нет. А что делать с этим явлением (как его не назови - хоть невроз, хоть бескультурье - делать-то что-то надо, потому что слушать тяжело вот это вот всё, даже мне, я уж молчу про других людей) - не говорит.
Ну ок, я тогда спросила - а что же звуки? Что нам говорили сначала избавляться от этого невроза-неневроза, а уж потом заниматься звуками. Нет, говорит, звуками заниматься вотпрямщас, тянуть некуда. Можно и к ней ходить.
Записались на след. занятие, вчера сходили.
И как-то мне это всё не нравится.
Занимались звуком Ш. С помощью проволочных штучек, типа "стульчик для язычка" она называла одну. Ну и то, что получалось в результате и что она хвалила, как-то на Ш не очень похоже было. Вот с садовским логопедом как-то было всё понятно и сразу получилось. А тут фигня какая-то. Залезла я на ютуб, посмотрела ещё, как логопеды ставят Ш, и увидела уже третий способ )) Короче, голова у меня кругом уже.
Плюс занятия звуком Ш постоянно перемежались другими: из книжки "логика" - простенькие задания типа покажи все треугольники, покажи всё красное, какие животные домашние, а какие дикие, простенькие пазлы из 2-3-4 кусочков, магнитный лабиринтик с шариками, ну и всё такое, на возраст 3-4 года, заведомо простое и выполнимое. Насколько я понимаю, это ради переключения на что-то другое + для переключения между новыми задачами, которые пока не получаются, на такие задачи, которые получатся точно. Это понятно. Но! Дочь отвечает и действует по заданию медленнее, чем хотелось бы логопеду. И вот она её просто издёргала! Всё время торопила и делала вместо неё, типа "ну? а где ещё треугольник? ну вот же он, да?" или "а это кто? крокодил же, да? куда мы его отправим жить? в жаркую странууууу". Ну то есть отвлекающе-успокаивающий эффект этих отступлений был сведён к нулю таким образом, даже я постоянно дёргалась, представляю, каково ребёнку-невротику.
Ещё для чего-то тренировала многозадачность (это она сама мне потом пояснила): даёт простые пазлы с морскими животными, дочь должна собирать, откладывать в сторону, называть животное, а в промежутках повторять всё это вот ША-ШО-ШУ-ШАААПКА-ШОООПОТ-ЛОШАААДКА. Это вот зачем? По-моему, ребёнку все извилины заплела. Кто в курсе - разве в задачи логопеда входит вот такое?
То есть многозадачность - само по себе прекрасно, но как мне кажется, это не тот случай.
И самое-то главное: невролог сказала, что нужно всё параллельно делать: таблетки, эл-форез и работа над заиканием, а тут выходит, что над этими протягиваниями звуков вообще никто и не собирается работать. Ну ок, не заикание, а низкая культура речи, ну так повышай её или хоть объясни, как повышать.
И после первого диагностического занятия дочь была довольна и хотела ещё пойти. После второго сказала мне, что тётка её задолбала. Дома, опять же, велено тренироваться, дочь в отказ, нет и нет. Мотивации нет вообще.
(Кстати, ещё не понравилось мне, что в качестве мотива к занятиям логопед выдвинула "ты же скоро пойдёшь в школу, ты же не хочешь, чтобы тебя там дразнили?!" - гнилой мотив, как по мне. Дочь даже не знает, что такое "дразнить", я спрашивала. И я как-то наблюдаю щас детей - как-то не встречала дразнилок, плюс с детьми она общается хорошо и видно, что её очень уважают, не сказать больше, стремятся с ней общаться, радостно здороваются и тд - в отличие от неё, кстати, может не ответить на привет или вообще не заметить знакомого, но это уже другой разговор.)
И вот я не знаю, следующее занятие завтра утром. Склоняюсь всё же сходить, ну а вдруг свершится чудо и ребёнок зашипит )) Мало ли. Или вдруг будет получше. Хотя настроение у меня - искать кого-то ещё, эта бабулька странная.
Так к чему это многабукав было ))
Я прям теряюсь, как распознать хорошего логопеда и не очень. Ну, общение-характер, это понятно. А вот методики эти... как в отношении звуков (вот про постановку Ш уже как минимум три знаю, бгг), так и в отношении "посторонних" отвлекающих занятий... Разобраться не могу.
Может, кто более опытный подскажет, на что обращать внимание? А то может самим по ютубу заниматься )) и никуда не ходить и денег не платить (но опять же - заниматься ребёнок не желает). Или дожидаться садовского логопеда, а она вернётся из отпусков только в октябре!! А мне бы хотелось вопрос закрыть летом, пока не начались опять эти сопли-кашли и тд.
|
</> |