Логика настоящего атеиста. Итоги.
Сообщество "Религия и вера" — 06.04.2011Обсуждение поста «Логика настоящего атеиста» завершено. Что оно дало, каковы можно подвести итоги?
Напомню, что на обсуждение было выдвинуто утрированное размышление безбожника. Несомненная провокация. Более мягко оно звучит так:
Если мы живем однажды, то можем творить, что угодно и
нам за это, в конечном итоге, ничего не будет. И если убийство
может сойти с рук, значит – можно убить, когда нам вздумается?
Жизнь конечна, впереди только – смерть. Не кажется ли посмертное
будущее безбожника – безысходным? Без выбора.
Вопрос: как все это может объяснить или опровергнуть
наука?
К сожалению, на провокацию многие купились. Они восприняли это как очередную атаку со стороны верующих на устои атеизма. Более того, они увидели в этом размышлении обвинение атеизма в аморальности. Потому их комментарии сразу ушли в сторону: началось интенсивное приведение фактов из истории, компрометирующих религии и верующих на все века. Таким образом, отсеялись те из атеистически настроенных гайдпаркеров, которые не смогли увидеть не только суть поста, но и главные его вопросы.
Для рассмотрения я взял крайний случай - тот предел, куда может завести последовательное безбожие. Человека, который оторвался от общественных и народных традиций, который перестал слышать голос инстинктов - самосохранения, деторождения и т.п. Эгоизм в крайней точке. Разумеется, под безбожниками во избежание недоразумений (как заметил один из гайдпаркеров) надо было «понимать строгих "посюсторонников", верящих, что после смерти - ничто. Ни буддисты, ни джайны, ни шиваиты, ни бонцы и пр. не таковы. Они отвергают идею Бога-творца, но убеждены, что смертью тела опыт сознания не завершается и что посмертная ответственность будет иметь место».
Такого атеиста-безбожника можно было бы назвать нигилистом, который отрицая Бога, отрицает и общественную мораль. Тем, кто провозглашает лозунг: все дозволено! Этаким сверхчеловеком. Но это по сути поста несущественно. Под каким «измом» ни было бы обозначено мировоззрение этого эгоиста, важно отметить одно – он отрицает существование Бога и посмертное существование. Это и только это роднит его с атеизмом.
Далее было сделано хорошее замечание, что «атеизм - это ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, возникшее ок. 500 лет до н.э., и просто не использующее в описании окружающего мира понятия "сверхестественное". НАСТОЯЩИЙ АТЕИСТ, прежде всего ГУМАНИСТ, придерживающийся правил морали и нравственности по РАЗУМУ, но не из СТРАХА перед "наказанием (ВОЗМЕЗДИЕМ) божьим".
Таким образом, в строгом смысле этого слова, предлагаемые на обсуждение размышления уже нельзя было называть сугубо атеистическими. Но безбожными - несомненно. И обсуждаемый атеист оказался не строгим атеистом, а только безбожником, нигилистом и т.п. И пост надо бы уже обозначить иначе как «Логика настоящего безбожника».
В обсуждении было выяснено, что аморальность по большему счету – вне религий, вне мировоззрений. Основа ее – человеческий эгоцентризм. Идеи религий или иных человеческих воззрений нередко служат лишь поводом для решения сугубо политических вопросов. Отсюда – войны, кровь, смерть. Религии нередко начинали служить и служат теперь задачам сиюминутной политики. Отделенность религиозных конфессий от государства отчасти может служить залогом независимости религии от государственной политики.
Затем размышления о «божьей каре» привели к некоторому пониманию, что все в мире взаимосвязано. Человек – частичка не только земного мира, но и всего Космоса. Космос постоянно влияет на земную жизнь, а мы в свою очередь – на него. Только в радиодиапазоне Земля светится много ярче нашего Солнца.
Таким образом, «Божья кара» в философском понимании – обратный удар, естественный ответ на нарушение природной гармонии. Библейские символы о карающем Боге – это, прежде всего, отражение великой идеи о взаимодействии окружающего мира с человеческим бытием, идеи об ответственности человека перед миром, сотворенным Высшими Силами.
А разговор о безысходном будущем для атеиста привел к тому, что атеизм видит реальным физическое бессмертие человека. В другом случае было обращено внимание на труды В.Е. Еремеева, который по сути продолжил идеи Вернадского о ноосфере.
Таковы итоги.
Все?
|
</> |