Листая назад

Что-то эта фотография с классом Е. заставила призадуматься. Почему они там все такие… как бы получше подобрать слова… «открытые будущему»? Чем они таким существенным отличаются от взрослых? Ум у них уже вполне структурирован, все основные программы заложены и нельзя сказать, чтобы они с каким-то особым энтузиазмом впитывали новое… Но все равно видно, что у них все впереди.
Наверно это вот почему. Жизнь человека в детстве так устроена, что он постоянно попадает на точки бифуркации, хочет он того или нет. Вполне вероятно, что первоклассник и не отказался бы все время учиться в первом классе – учиться становилось бы с каждым новым годом все легче и легче, родная учительница никуда бы не исчезала, занятия все больше и больше напоминали бы игры с друзьями. Но есть жесткий учебный план. И по этому Плану ты будешь переходить из класса в класс, сдавать экзамены, готовиться к поступлению в институт, потом, если ты мальчик, будет либо армия, либо новая учеба и так далее… Устоявшаяся схема жизни включает в себя особые точки, которые заставляют человека сталкиваться лицом к лицу с будущим.
Но наступает такой момент, что запланированные бифуркации исчерпаны. Обучение закончено, есть работа, дом, семья. Все жизненные ловушки захлопнулись. Человек становится, как бы отлучен от нового. Даже не то чтобы отлучен, а просто это новое перестает навязываться, к нему можно лишь обратиться, потянуться к нему. А тут уже вступает в силу знаменитый закон Ко: «Даже за самый лучший выбор заплачено свободой выбирать».
И еще показалось, что из всех девочек в классе у Е. самое детское лицо.
Сегодня полнолуние. Как-то не хочется даже смотреть. Кажется, что луна должна быть как апельсин в тумане, выкатившийся из-за перегретого горизонта. Пусть хотя бы повыше поднимется.
|
</> |