Личность, свобода воли и этика в атеизме: христианство и неявный гностицизм
as_merlin — 10.10.2010Очень популярный аргумент в спорах о свободе воли звучит примерно так: если поведение человека можно полностью описать через процессы, происходящие в нервной системе и в целом в теле, т.е. через безличностные факторы, то как можно говорить о личности человека, его свободе воли и нравственной ответственности?
Когда такой аргумент употребляют гностики или сторонники близких к ним оккультно-мистических взглядов - это в принципе понятно. Недоумение же христиан возможно лишь в том случае, если они сами имеют гностические представления о человеке, а собственно христианское представление им не менее чуждо и непонятно, чем атеистическое.
Почему?
Дело в том, что эти самые "безличностные факторы" не являются ВНЕШНИМИ по отношению к личности, а составляют ее.
Так и тело всякого живого существа состоит из неживых атомов: жизнь, как и личность - это СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО, а не некий особый элемент. Однако ж, думаю, Вы согласитесь с тем, что заживо прокрутить кошку через мясорубку - крайне аморальный и омерзительный поступок. А вот если взять любой атом, из которого состоит кошка, и делать с ним что угодно - ничего аморального не будет. Ведь отдельные атомы, в отличие от кошки, неживые. Хотя в кошке - и это важно! - нет ничего, кроме взаимодействующих элементарных частиц, и абсолютно любое ее действие, включая мяуканье от дикой боли (а также собственно ощущение боли), целиком и полностью определяется свойствами этих взаимодействующих частиц.
Если вопрос, указанный в начале статьи, не кажется Вам странным, просто попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны атеистов: не считать, что, скажем, процессы в мозгу ВОЗДЕЙСТВУЮТ на личность человека, а понимать, что они СОСТАВЛЯЮТ личность. А следовательно, фраза "поведение человека определяется процессами, протекающими в его нервной системе" эквивалентна фразе "поведение человека определяется самим человеком".
Каким-нибудь гностикам, действительно, этого не понять: ведь для них тело - это тюрьма для "истинного я", т.е. нечто, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ "я". Христианство тут ближе к материализму: оно признает тело как ЧАСТЬ человека (хотя лишь официально христианство признает это: на практике, как видно из всех споров о свободе воли, христиане воспринимают тело как нечто внешнее по отношению к "я", т.е. разделяют позицию гностицизма). Если Вы сможете посмотреть с позиции официального христианства, а не гностицизма, то Вам уже не так сложно будет сделать следующий шаг, и довести долю тела в модели "я" до 100%.
Если и это у Вас получится, то Вы поймете, почему мы, атеисты, не видим ничего странного в том, чтобы применять моральные критерии для оценки поведения человека, даже несмотря на то, что теоретически можно декомпозировать любое его действие до уровня квантовых процессов, которые не только безличностны, но и даже безжизненны.
.