«Левиафан» Звягинцева – трагедийно пошлый симулякр.
Михаил Волохов — 25.02.2015
С «Левиафаном» Звягинцева мы практически впервые переживаем время,
когда в пиар не слабого политического раздрая насильно вмешивается
не слабый пиар убогого по человеческому таланту фильма. Утилитарная
политика – требует в свою моральную защиту утилитарное искусство –
бытовую черновую размазню недоделку. И к сожалению – под знамена
сил несогласных с нынешним политическим и бытовым состоянием России
– одномерный «Левиафан» занял лидирующие позиции. А что - Звягинцев
в "Левиафане" картинно-насильно и предлагает повеситься от
современной российской скотской действительности - повеситься
первым, вторым и прочими кино планами – это и нужно политическим
силам, перетягивающим на себя бюджетное полит-одеяло всевозможных
откатов, плакатов и укатов. Вот простой детский вопрос – зачем
Звягинцев снял своего «Левиафана»? Ведь если зеркально буквально
«Левиафан» рассматривать как фильм полит обличение современных
российских кущевок и психушек - он им тупо один в один как зеркало
под стать. Но все же есть еще и Искусство - то что за зеркалом –
которое своим Горним Метафорическим Планом - Сакральным Очищающим
Катарсисом высокого христианского покаяния - должно смягчать нравы,
делать человека чище, лучше. Такое настоящее эпическое кино
Искусство Смены Эпох есть у Тарковского, Бергмана, Феллини,
Копполы, Бертолуччи – но Оно Звягинцеву недоступно. Хотя многие, в
пылу политической драчки за выдвижение Звягинцева на роль духовного
кино лидера и соответственно на роль «право имеющего что-то там
политически однозначно вещать» пытаются доказывать, что Звягинцев
снимает авангардное, правдивое Величайшее Кино, - но в котором
почему-то не нужны подлинные, правдивые истории любви и
человеческие чувства. Но позвольте – «Крестный отец» Френсиса Форда
Копполы, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Конформист» Бернардо
Бертолуччи, фиьмы Андрея Тарковского - пронизаны подлинными,
искренними историями Великой Любви – это самая важная объективная
основа основ действительно Великого жизнеутверждающего, хотя и
трагического Кино Эпоса, к которому пытается примазаться Звягинцев.
У Звягинцева же в «Левиафане» получился некий циничный, трагедийно
пошлый, скотско бытовой симулякр – пошлость в степени пошлости.
«Левиафан» - это элементарный духовный брак режиссера. Парадокс в
том, что те убойные темы жизни, власти и смерти, которые взялся
"разрешать" в своем "творчестве" Звягинцев разрешить талантливо
невозможно без Веры в Бога, и как вытекающее из этого велико
талантливого состояния художника - что вот смерти точно нет. Так
вот Звягинцеву это сверх состояние художника творца попросту
недоступно (не уродился) и видимо досягаемо не будет. На сто
процентов это было доступно Тарковскому, из наших современных -
иногда возможно скомороху Балабанову, минут на пять в «Острове»
Лунгину - это состояние - что смерти нет - передать в своих фильмах
этим режиссерам удалось... И в таком Духовном контексте Звягинцев -
не Мастер. Именно поэтому Звягинцев практически во всех своих
лентах уходит в картинную художественную шизофрению. Это от
недостатка таланта работы с моралью, психологией эпохи, времени -
это база, чтобы снимать хорошее кино. Кино - уровня того же Милоша
Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Когда чех Форман, всю жизнь
проживший под тоталитарным гнетом «социализма с нечеловеческим
лицом», снял фильм с американскими актерами о Мировой Психушке,
куда органично вошла и его кровная, выстраданная тема гэбешных
психушек эпохи тоталитаризма нашего социалистического лагеря.
Звягинцев же снимает своё отстраненное, не выстраданное кино - про
свое непонимание того что Происходит с ним и вокруг него - как и во
всем мире, так и в российской действительности. Художник же должен
Понимать и передать свое Понимание о мире через своё искусство. Это
ликбез. И к сожалению, Звягинцев из потенциального художника
превращается в политически ангажированного ремесленника. Но это,
видимо, мера его таланта. www.volokhov.ru