«Летом я сильно ударилась головой…»

Прежде чем бросать молнии в молоденькую аспирантку, я решил провести подобный опрос у второкурсников дневного отделения, в одной из своих лучших групп, и даже упростил задачу: продиктовал двенадцать вопросов и попросил не подписывать листочки с ответами.
Результаты этой контрольной работы меня потрясли: разброс оценок был от единицы с плюсом до трёх с двумя минусами. Причём почти каждая студентка (в группе 25 девушек и ни одного парня) сопроводила свои ответы извинениями, стенаниями, оправданиями: «Позор на мою голову!», «Не хочу писать глупости, не помню», «Мне начинает становиться стыдно!» (написано как ответ на пятый вопрос после четырёх неправильных ответов), «Это просто ужасно!» и даже «Летом я сильно ударилась головой, и память вышибло».
Ругать студиозусов я не стал: если бы неудовлетворительные ответы были у двух-трёх человек – это была бы их вина, а когда такие ответы у всей группы – прямая вина преподавателя, то есть моя. Значит, нужно что-то менять в преподавании. Ведь я каждый год очаровываюсь первокурсниками, а спустя год у меня почти всегда появляются к ним серьёзные претензии.
Вот что советует преподавателям Патриарх Кирилл:
"...До недавнего времени казалось, что количество информации, которую запоминает человек, является мерилом его образованности, а потому более образованными считались люди с хорошей памятью. Когда такой человек начинает называть экзаменатору даты, факты, имена, создаётся впечатление, что он всё хорошо изучил. Но этот человек может быть абсолютно неспособным к научной работе. Работа с источниками, аналитика — вот то, чем должны овладеть студенты. Мы должны значительно увеличить объём письменных работ в наших школах. Я считаю, что нужно вводить письменные экзамены, проводить не только устные, но и письменные семинары, когда нет никакой возможности ни списать, ни к
компьютеру припасть: "вот тебе ручка, и пиши". А потом преподаватель должен разобраться во всем написанном и понять, кто есть кто. Если человек не может осветить элементарную тему, значит с ним надо поработать. Я бы очень настаивал на том, чтобы у нас резко возросло количество письменных экзаменов и, вообще, письменных работ, когда студент остаётся один на один с чистым листом бумаги перед лицом недремлющего преподавателя..."
(Из выступления на торжественном акте по случаю 325-летия Московской духовной академии, 14 октября 2010 г.)
Но решение проблемы, как мне кажется, не только в увеличении числа письменных работ. Ещё, вероятно, нужно больше тормошить студентов, как это делает, например, ещё одна молодая преподаватель – Жанна Олеговна Москвина. Так, скажем, перед семинаром по теме «Наполеон и журналистика» её студенты ходят в Историческую библиотеку, читают газеты того времени, а при подготовке темы «Риторика Нового Завета» посещают воскресную проповедь пастора в лютеранской церкви.
Словом, контрольный опрос на втором курсе стал для меня хорошим уроком, и теперь я как следует возьмусь за первый курс, пока ещё не поздно. Хорошо ли я усвоил этот урок, станет ясно через год.
|
</> |