«Летом я сильно ударилась головой…»

топ 100 блогов grpr40602.11.2010Лытдыбр Недавно, проводя семинар на втором курсе вечернего отделения, я, между прочим, сослался на одно событие в западной журналистике, которое изучали в предыдущем семестре. Смотрю по глазам студентов – они не понимают, о чём речь. Это меня удивило и заинтересовало (прошлый семестр у них вела занятия молоденькая, подающая надежды аспирантка). И я задал второкурсникам с десяток самых простых вопросов: Как называлась официальная французская газета при Наполеоне? В чём новаторство Жирардена? Кто такие «разгребатели грязи»? Как звали ведущих английских газетных магнатов конца XIX – начала ХХ века? Кто изобрёл радио? Как называется главная коммунистическая газета Франции? Ни на один вопрос никто из семнадцати человек не смог ответить.
Прежде чем бросать молнии в молоденькую аспирантку, я решил провести подобный опрос у второкурсников дневного отделения, в одной из своих лучших групп, и даже упростил задачу: продиктовал двенадцать вопросов и попросил не подписывать листочки с ответами.
Результаты этой контрольной работы меня потрясли: разброс оценок был от единицы с плюсом до трёх с двумя минусами. Причём почти каждая студентка (в группе 25 девушек и ни одного парня) сопроводила свои ответы извинениями, стенаниями, оправданиями: «Позор на мою голову!», «Не хочу писать глупости, не помню», «Мне начинает становиться стыдно!» (написано как ответ на пятый вопрос после четырёх неправильных ответов), «Это просто ужасно!» и даже «Летом я сильно ударилась головой, и память вышибло».
Ругать студиозусов я не стал: если бы неудовлетворительные ответы были у двух-трёх человек – это была бы их вина, а когда такие ответы у всей группы – прямая вина преподавателя, то есть моя. Значит, нужно что-то менять в преподавании. Ведь я каждый год очаровываюсь первокурсниками, а спустя год у меня почти всегда появляются к ним серьёзные претензии.
Вот что советует преподавателям Патриарх Кирилл:

"...До недавнего времени казалось, что количество информации, которую запоминает человек, является мерилом его образованности, а потому более образованными считались люди с хорошей памятью. Когда такой человек начинает называть экзаменатору даты, факты, имена, создаётся впечатление, что он всё хорошо изучил. Но этот человек может быть абсолютно неспособным к научной работе. Работа с источниками, аналитика — вот то, чем должны овладеть студенты. Мы должны значительно увеличить объём письменных работ в наших школах. Я считаю, что нужно вводить письменные экзамены, проводить не только устные, но и письменные семинары, когда нет никакой возможности ни списать, ни к
компьютеру припасть: "вот тебе ручка, и пиши". А потом преподаватель должен разобраться во всем написанном и понять, кто есть кто. Если человек не может осветить элементарную тему, значит с ним надо поработать. Я бы очень настаивал на том, чтобы у нас резко возросло количество письменных экзаменов и, вообще, письменных работ, когда студент остаётся один на один с чистым листом бумаги перед лицом недремлющего преподавателя..."
(Из выступления на торжественном акте по случаю 325-летия Московской духовной академии, 14 октября 2010 г.)

Но решение проблемы, как мне кажется, не только в увеличении числа письменных работ. Ещё, вероятно, нужно больше тормошить студентов, как это делает, например, ещё одна молодая преподаватель – Жанна Олеговна Москвина. Так, скажем, перед семинаром по теме «Наполеон и журналистика» её студенты ходят в Историческую библиотеку, читают газеты того времени, а при подготовке темы «Риторика Нового Завета» посещают воскресную проповедь пастора в лютеранской церкви.
Словом, контрольный опрос на втором курсе стал для меня хорошим уроком, и теперь я как следует возьмусь за первый курс, пока ещё не поздно. Хорошо ли я усвоил этот урок, станет ясно через год.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
и небольшой впрсо по теме камуны: где купить свежего карпа? из МетроСС не ...
На этом пляже творится что-то невообразимое. Он отличается повышенной концентрацией кобелей с самыми грязными намерениями. Здесь просто пахнет похотью. Чтобы остудить пыл, их приходится насильно отправлять в море. Особи противоположного пола валяются на песке и ждут своей очереди. Н ...
Считается, что в среднем Россия производит 2,2 миллиарда тонн углерода, из которых 0,60 млрд тонн поглощают леса. Разница составила 1,6 Гт С02 в год. в 2018 году. Это было четвертое место в мире по загрязнению атмосферы, после США, Китая, и Индии Да выбросы промышленностью  ...
Стало известно, на каком месте в мире Россия находится по количеству женщин Российская Федерация вышла на первое место в мире по доле женского населения Россия заняла первое ...
Бывает, что люди хотят заняться спортом, но не знают какой выбрать. Теперь нет ничего проще – выбрать физическую активность теперь можно по своему знаку зодиака! Поскольку видов спорта великое множество, и едва ли не каждую неделю появляется ...