«Летом я сильно ударилась головой…»

топ 100 блогов grpr40602.11.2010Лытдыбр Недавно, проводя семинар на втором курсе вечернего отделения, я, между прочим, сослался на одно событие в западной журналистике, которое изучали в предыдущем семестре. Смотрю по глазам студентов – они не понимают, о чём речь. Это меня удивило и заинтересовало (прошлый семестр у них вела занятия молоденькая, подающая надежды аспирантка). И я задал второкурсникам с десяток самых простых вопросов: Как называлась официальная французская газета при Наполеоне? В чём новаторство Жирардена? Кто такие «разгребатели грязи»? Как звали ведущих английских газетных магнатов конца XIX – начала ХХ века? Кто изобрёл радио? Как называется главная коммунистическая газета Франции? Ни на один вопрос никто из семнадцати человек не смог ответить.
Прежде чем бросать молнии в молоденькую аспирантку, я решил провести подобный опрос у второкурсников дневного отделения, в одной из своих лучших групп, и даже упростил задачу: продиктовал двенадцать вопросов и попросил не подписывать листочки с ответами.
Результаты этой контрольной работы меня потрясли: разброс оценок был от единицы с плюсом до трёх с двумя минусами. Причём почти каждая студентка (в группе 25 девушек и ни одного парня) сопроводила свои ответы извинениями, стенаниями, оправданиями: «Позор на мою голову!», «Не хочу писать глупости, не помню», «Мне начинает становиться стыдно!» (написано как ответ на пятый вопрос после четырёх неправильных ответов), «Это просто ужасно!» и даже «Летом я сильно ударилась головой, и память вышибло».
Ругать студиозусов я не стал: если бы неудовлетворительные ответы были у двух-трёх человек – это была бы их вина, а когда такие ответы у всей группы – прямая вина преподавателя, то есть моя. Значит, нужно что-то менять в преподавании. Ведь я каждый год очаровываюсь первокурсниками, а спустя год у меня почти всегда появляются к ним серьёзные претензии.
Вот что советует преподавателям Патриарх Кирилл:

"...До недавнего времени казалось, что количество информации, которую запоминает человек, является мерилом его образованности, а потому более образованными считались люди с хорошей памятью. Когда такой человек начинает называть экзаменатору даты, факты, имена, создаётся впечатление, что он всё хорошо изучил. Но этот человек может быть абсолютно неспособным к научной работе. Работа с источниками, аналитика — вот то, чем должны овладеть студенты. Мы должны значительно увеличить объём письменных работ в наших школах. Я считаю, что нужно вводить письменные экзамены, проводить не только устные, но и письменные семинары, когда нет никакой возможности ни списать, ни к
компьютеру припасть: "вот тебе ручка, и пиши". А потом преподаватель должен разобраться во всем написанном и понять, кто есть кто. Если человек не может осветить элементарную тему, значит с ним надо поработать. Я бы очень настаивал на том, чтобы у нас резко возросло количество письменных экзаменов и, вообще, письменных работ, когда студент остаётся один на один с чистым листом бумаги перед лицом недремлющего преподавателя..."
(Из выступления на торжественном акте по случаю 325-летия Московской духовной академии, 14 октября 2010 г.)

Но решение проблемы, как мне кажется, не только в увеличении числа письменных работ. Ещё, вероятно, нужно больше тормошить студентов, как это делает, например, ещё одна молодая преподаватель – Жанна Олеговна Москвина. Так, скажем, перед семинаром по теме «Наполеон и журналистика» её студенты ходят в Историческую библиотеку, читают газеты того времени, а при подготовке темы «Риторика Нового Завета» посещают воскресную проповедь пастора в лютеранской церкви.
Словом, контрольный опрос на втором курсе стал для меня хорошим уроком, и теперь я как следует возьмусь за первый курс, пока ещё не поздно. Хорошо ли я усвоил этот урок, станет ясно через год.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"8 ноября 1941 года лейтенант Мартынов на своем танке вступил в бой с восемью фашистскими танками."(с)Буров А.В. "Твои Герои, Ленинград". Лениздат, 1970. "Так, например, 8 ноября 1941 года экипаж танка КВ лейтенанта А. Мартынова из 16-й танковой бригады Волховского фронта в бою у деревни ...
 У меня за последние 10 дней были довольно интересные, если не сказать, странные дискуссии с российскими интернетовскими товарищами по поводу закона о продаже сельскохозяйственных земель в Украине.  Меня лично этот вопрос интересовал только как очередной шаг Украины в ...
Привет всем рисующим и сочувствующим! Как оно? Держитесь? Не знаю как вы, но я уже на последнем издыхании.... По-моему у меня тот момент в марафоне, который называется СТЕНА.... Ну все.... Не могу больше.... Щас сдохну.... Ну его на фиг.... А у вас как? Но когда ты бежишь и упираешься в э ...
Я забыла в банкомате карточку. Карточку с введенныи пин-кодом, с некоторой суммой денег на счету. Небольшой, но обидной для потери. Добрые люди вынули карточку и отдали работнику банка, банк мне ее вернул после предъявления паспорта. Пугаюсь. Винпоцетин этому имя. Т. ...
Марко Фортис, профессор экономики промышленности и внешней торговли в Католическом университете дает интервью Industria Italiana: "Я не ожидаю положительных данных по итальянскому производству в 2024 или даже в 2025 году. Промышленное производство не может расти, потому что ...