Лето... Девочки... Пост

Казалось бы, эти три слова совершенно не сочетаются друг с другом. Особенно, если добавить к ним четвертое: "Компьютерная игра". Однако иногда бывает полезным подумать над вещами, на первый взгляд, весьма далёкими от благочестия, чтобы увидеть в них неожиданную пользу для души.

Девочки, о которых идёт речь в заголовке. Слева направо: Ульяна, Алиса, Славя, Лена, Мику.
О чём должен думать благочестивый христианин Великим Постом? Конечно, о покаянии. О том, чтобы увидеть свои греховные страсти, которыми пленена его душа, а увидев - постараться от них избавиться. Вот об этом и хотелось бы сегодня немного порассуждать. А поможет мне в этом неожиданно... одна хорошая компьютерная игра. Я говорю о "Бесконечном лете".
Образ покаяния в игре явлен несколько неожиданно - в образе пяти довольно милых девочек-пионерок, с которыми Семён взаимодействует в лагере. Каждая из них не похожа на других. Общаясь с каждой из них, Семён усваивает тот или иной урок, уникальный для каждой героини. А усваивая этот урок - выстраивает с соответствующей девочкой отношения. Итогом становится перерождение Семёна, его рост над самим собой. И если этот рост проходит успешно, протагониста ждёт хорошая концовка - полноценный, почти голливудский хэппи-энд. Ошибки же ведут к разладу отношений, что может кончиться или "плохой концовкой" (распадом отношений) или даже превращением протагониста в Пионера-призрака, блуждающего по бесконечному циклу и неизменно возвращающемуся всё в тот же "Совёнок", из которого больше нет выхода.
Интересен также тот факт, что и сами эти героини - не статичны,
что их образы раскрываются перед Семёном постепенно, порой -
совершенно с неожиданной стороны. И на эти неожиданные проявления
он также вынужден реагировать.
Алиса Двачевская
Начну я разговор, пожалуй, с Алисы "ДваЧе" Двачевской. В первый
момент своего появления в сюжете Алиса ведёт себя достаточно
агрессивно. Главный герой поначалу прямо-таки боится её. Между тем,
Алиса, как в итоге выясняется, влюблена в него с первого взгляда.
Но у этой бунтарки и рокерши (по ходу сюжета выясняется, что Алиса
не просто увлечена рок-музыкой, но и сама прекрасно играет на
гитаре) свои принципы. Как всякая сильная и волевая женщина, она
мечтает встретить мужчину, который был бы сильнее её.
По сути, Алиса преподаёт главному герою науку побеждать. Не в суворовском, конечно, смысле, но Семёну в её обществе предстоит прежде всего поверить в себя и свои силы. Семён не сразу это понимает, но по сути Алиса стремится привить ему веру в себя. Казалось бы - попахивает гордыней и тщеславием, казалось бы - антихристианство. Но бывают ситуации, метко описанные св. пророком Давидом: "Воздрема душа моя от уныния". Образ действительно точен. Когда уныние овладевает душой человека, ему уже ничего не хочется, только заснуть и забыться, отключиться хотя бы на время от тех неблагоприятных обстоятельств, которые погрузили его в уныние. Так уныние рождает лень, а лень блокирует возможность обратиться к Богу (а тем паче - готовность трудиться). Бывает такое духовное состояние, в котором для человека вера в себя и свои силы спасительна - ибо позволяет ему стряхнуть духовное оцепенение и начать работать - и над своей душой, и над окружающим миром.
Семён находится именно в таком духовном оцепенении. Алиса - если
он правильно улавливает поступающие от неё сигналы - помогает ему
понять, что он, в общем-то, тоже на что-то способен. Более того: в
каких-то ситуациях он оказывается способен защитить и морально
поддержать эту неприступную девочку, которая, на первый взгляд, ни
в какой поддержке и не нуждается. Но на самом деле - неожиданно
ранима.
Ульяна Советова
Ульяна Советова - самая юная героиня "Бесконечного лета" -
олицетворяет именно беззаботное советское детство. Её задача -
научить главного героя дружить. Через не совсем безобидные шалости
и розыгрыши, через ряд неожиданных ситуаций, в которых Семёна по
милости этой девочки-энерджайзера ожидает конфуз, вдруг начинают
проступать глобальные и общечеловечески значимые вещи: радость
общения, бескорыстие, взаимовыручка. Приходит понимание, что
принципиальность - далеко не всегда хорошо. И что события далеко не
всегда таковы, какими кажутся (а тут уже рукой подать и до
Евангельской заповеди "Не судите, да не судимы будете"). Неожиданно
выясняется, что Ульяна - действительно верный друг, которому можно
смело доверить самые сокровенные тайны. И что в случае
необходимости она с готовностью и посочувствует, и придёт на помощь
- пусть и не всегда правильно соображает, в чём эта помощь должна
выражаться. А когда приходит такое понимание - приходит и
сострадание к Ульяне, когда она нарывается на заслуженные взыскания
со стороны вожатой (пресловутая пушкинская "милость к падшим") -
Семён учится сочувствовать другим, тогда как в начале игры он
способен жалеть лишь себя самого.
Как результат - после близкого знакомства с Ульяной главный
герой больше не в состоянии выносить своего прежнего замкнутого
образа жизни и начинает тянуться к людям. В итоге - возвращается в
когда-то брошенный им институт и заканчивает образование.
Лена Тихонова
Лена Тихонова - самый сложный в общении персонаж, несмотря на то,
что, как и Алиса, влюблена в Семёна с первого взгляда. Она - живое
подтверждение поговорки о том, кто водится в тихом омуте. На первый
взгляд, она ранимая, замкнутая и необщительная, но по ходу сюжета
неожиданно выясняется, что эта странная девочка со вселенской
скорбью в глазах способна в критической ситуации принимать быстрые
решения, способна найти выход там, где Семён обречён беспомощно
страдать, проклиная вожатую. И в то же время в общении с ней
достаточно допустить малейшую ошибку, чтобы вывести её из себя.
Последствия могут оказаться самыми трагичными: при "плохой"
концовке Лена совершает самоубийство. С ней трудно: она может
запросто пропасть на целый день, а потом разговаривать как ни в чём
не бывало. И не всегда сразу можно понять, чего же, собственно, она
хочет. Но именно из-за этих сложностей характера Семён в какой-то
момент понимает (если начнёт целенаправленно выстраивать отношения
именно с Леной), что она для него дороже всего на свете. Он учится
дорожить Леной - потому что осознаёт, что в любую минуту может
навсегда её потерять. Страх потерять Лену становится для него так
велик, что все обитатели "Совёнка" на её фоне начинают казаться ему
какими-то говорящими манекенами. Что ж - и это явление, давно
изученное и предсказанное святыми отцами. Когда в жизнь мужчины
входит настоящая любовь, только одна женщина становится для него
Женщиной с большой буквы. А все остальные - просто люди, пола
которых он уже не замечает.
Лена любит Семёна - но взамен хочет, чтобы он принадлежал ей
всецело. Это вносит в их отношения дополнительный фактор риска:
беда, если в финальных сценах с Леной Семён даст волю своему
прежнему эгоизму. Этот демон должен уйти навсегда - иначе одно
неосторожно оброненное слово будет стоить Лене жизни. Там, где
любовь к ближнему, там больше нет места себялюбию, но всецелое
самоотречение. Эту вполне христианскую истину Семён должен постичь
благодаря Лене.
И всё-таки, при всех трудностях, отношения с Леной Семёну лучше строить. Финал этих отношений, если удастся дойти до хэппи-энда, окажется наиболее благоприятен для самого Семёна, наиболее соответствует его природным склонностям. Парадокс - опять-таки чисто христианский - через самоотречение ради ближнего (ради Лены со всей её ранимостью и непредсказуемостью) Семён неожиданно получает возможность... вернуть себе себя самого. Себя такого, каким он был изначально создан Господом. Повествование в игре, ведущееся от имени Семёна, раскрывает в нём недюжинный талант литератора, прекрасное владение языком и чувство стиля. Женившись на Лене, Семён становится известным писателем... В остальном - подробности не будем рассказывать всем людям, многие не любят спойлеров.
Славя Феоктистова
А самая содержательная сюжетная линия в игре, пожалуй, связана со
Славей Феоктистовой. Славя часто аттестуется фанатами "самой
трудолюбивой девочкой Лета". Но мы были бы несправедливы к ней,
если бы этим ограничились. Славя - ещё и самая мудрая девочка Лета.
Она не навязывает Семёну без нужды своё общество. Не читает ему
нотаций. Казалось бы, она ничему особому его и не учит. Она просто
всегда оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы "подставить
плечо". Иногда она просто прикрывает собой грехи Семёна. Делает она
это, разумеется, не ради попустительства и не из пустой и
бесплодной жалости (а жалость к законченному эгоисту не только
бесплодна, но и вредна, ибо укрепляет в нём эгоизм). Славя
по-настоящему верит в Семёна (и в этом она схожа с Алисой). Она
хочет, чтобы он почувствовал эту её веру. И ответил на неё,
приложив собственные старания. Общаясь со Славей, Семён сперва
понимает, что это приятно - когда о тебе заботятся. Потом его
начинает глодать червячок сомнений: сам-то он отлично знает, что
этой заботы не заслужил. А затем приходит осознание, что человек,
который слишком долго о тебе заботился, в один прекрасный день
может попасть в ситуацию, когда тебе надо будет позаботиться о нём.
То есть, сперва Семён проникается благодарностью к Славе, затем эта
благодарность перерастает в стойкую симпатию, а затем - и в желание
заботиться.
Казалось бы, Славя идёт по пути наибольшего сопротивления - но в итоге она добивается просто поразительного результата. Семён, умевший до своего попадания в "Совёнок" только без конца жалеть себя, в финале оказывается способен не только на бескорыстную помощь и на то, чтобы претерпеть ради ближнего некоторые неудобства - он оказывается способен принимать самостоятельные решения не только за себя, но и за доверившегося ему человека. И нести за эти решения ответственность. В общем, мальчик (не повзрослевший вовремя и в наказание за это возвращённый в подростковый возраст) благодаря Славе превращается в мужчину.
Впрочем, выстраивая отношения со Славей, не стоит забывать, что
заботиться о ком-либо для неё - внутренняя потребность, которая
никуда не девается и после того, как Семён становится ответственным
человеком. И лишать её этого права на заботу - значит испортить с
ней отношения в самый последний момент. Исправившийся Семён может
получить подножку от неожиданно взыгравшей в нём гордыни - и
потерять Славю навсегда.
Мику
Наконец, сюжетная линия с Мику оказывается самой бедной на
нравственные уроки, зато в ней проступают уроки чисто религиозные.
Любители псевдовосточной "карма-колы", конечно, могут попытаться
развернуть эти её уроки в буддистское русло, в стиле "весь мир -
иллюзия". Но... Но ведь и в христианстве мы должны уметь отличать
наши собственные представления о мире (сплошь и рядом неправильные)
от Божественного замысла. И тем более стоит проявлять осторожность,
когда речь идёт о человеке. В линейке с Мику всё вокруг Семёна
оказывается не таким, каким кажется. Туповатая и болтливая Мику
неожиданно обнаруживает и высокий интеллект, и способность на
настоящие глубокие чувства. И вообще, как выясняется - это бывшая
девушка Семёна, о которой у него в начале игры остаются только
обрывки воспоминаний без лица и без имён. А "Совёнок" - не
пионерский лагерь, а декорации, в которых снимается фильм. А всё,
что было до этого, Семёну, оказывается, просто снилось. И много
всего другого, совершенно неожиданного чего я пересказывать по
понятным причинам не стану. Желающий может просто взять и пройти
игру.
Таким образом, у Семёна появляется пять альтернативных путей преодолеть собственную эгоцентричную замкнутость. Пять направлений для покаяния и духовного роста, олицетворяемых пятью очаровательными девушками. Что ж - поскольку Семён нерелигиозен, такой способ преодолеть его повреждённое грехом естество кажется логичным и наиболее эффективным для достижения цели. Написал же я это с чувством глубокой благодарность к нашим женщинам, которые самим фактом своего существования заставляют нас, мужчин, становиться лучше. С наступающим праздником, дорогие наши. И спасибо вам за всё!
|
</> |