Летающие города и прочие радости советской жизни.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
...Солнце новой жизни! Светлое будущее человечества! «От центра, где высились небоскребы статистических отделов, улицы расходились симметричными кольцами, пересекаемые радиальными бульварами. Гигантские голубые и белые здания научных учреждений сверкали отражением солнечного света. Над центром города творческим порывом взлетел в высь аэровокзал. Смелый взлет его башен с причальными мачтами для дирижаблей, стремительный бег пилястр от подножья к колоссальному аэродрому, гигантские своды, как бы пытающиеся раздвинуть стены и слить дыхание с дыханьем пространства, - все это напоминало застывшую симфонию прекрасной эпохи». Это — фрагмент из малоизученного и полузабытого, но — весьма примечательного романа «Страна счастливых» (1931) Яна Ларри (писатель куда как больше известен своей детской сказкой - «Приключения Карика и Вали»). В те годы замышлялись Города-Сады и Города-Солнца. Рушились древние стены, а с «корабля современности» вышвыривался исторический хлам.
![Летающие города и прочие радости советской жизни. Летающие города и прочие радости советской жизни.](/images/main/letayuschie-goroda-i-prochie-radosti-sovetskoy-jizni-7e1953.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/zina_korzina/4290981/1538032/1538032_original.jpg)
- Парящие города Георгия Крутикова.
...Постреволюционное десятилетие. Вихри и сполохи. Буря и натиск. Но — грядёт большая работа. Перед архитекторами поставлены архисложные задачи — переделать среду обитания. От создания общественных построек нового типа — домов-коммун, рабочих клубов, фабрик-кухонь — до вычерчивания фантастических городов, никак не связанных с привычным градостроением. На экспозиции предъявлены самые разные варианты, однако же, наиболее парадоксальным — даже по меркам своего времени — кажется произведение Георгия Крутикова. Молодой гений замыслил проект «летающих городов» и «домов-коммун в стратосфере». Автор предлагал оставить землю для труда и культурного досуга, а жильё перенести в надземные поселения, зафиксированные высоко-высоко в пространстве. Летать же придётся самим жителям таких поселений — в специальной кабине-капсуле. Идея не просто смелая, но - дерзостная.
- Ещё пара вариантов Георгия Крутикова и -
капсула.
Разразилась учёная полемика, переходящая в газетную шумиху – «летуна» Крутикова горячо обсуждали не только специалисты, но и репортёры, тут же окрестившие его «Советским Жюль Верном». Типичный случай 1920-х — футуристическая рациональность, упование на технику, обожание стратосферы и — технологическое бессилие. Нам бы ликбезы освоить! Нам бы пролетариев расселить из гнилых полуподвалов! Добавлю, что «повзрослев», Георгий Крутиков обратился к иной тематике — сохранению храмовой старины, которую он полагал одним из важнейших символов русской идентичности. Кажется, что путь Крутикова — единичен, странен и вызван какими-то фантасмагорическими подвижками в мировоззрении? Напротив! Русский человек стремится в небо. Точнее — к небу. Так Георгий Крутиков искал город-мечту, но обрёл Град Небесный...
- Чудо-гостиница Николая Соколова.
...Не менее фантастичны проекты гостиниц и курортных зон. В 3-м номере журнала «Современная архитектура» за 1929 год разгорелась дискуссия на тему «Курортный отель: каким ему быть?» Зодчий Николай Соколов остроумно высмеивает «буржуазный» тип отдыха, а заодно некоторые мещанские представления советских филистеров. Также он призывает своих товарищей: «Думайте головой, а не линейкой!» Цель курортной зоны - «дать природу» и Соколов — даёт! Он предлагает поднять круглые в плане (!) жилые ячейки на центральной железобетонной ножке. «Если мы поднимем только их, то стремление дать всестороннюю связь с внешней природой и максимально обеспечить возможность отдыха <...> увенчается успехом». На рисунках, сделанных Соколовым — светящиеся цилиндры посреди пальм и зарослей. Шуточные подписи прямо на чертежах: «Здесь жил Ваня» и «Домик для любимой: о, дорогая, тут нашей любви позавидуют даже голуби». Неслучайно Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток!» Они были талантливы и — смешливы.
- ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.