Лермонтов – классический русский национальный не менее КОЛОНИАЛЬНЫЙ

топ 100 блогов serg0701197222.07.2024 Русский учёный и общественно-политический деятель Александр Храмов констатирует:

“Разъезжая по лермонтовским местам (Кисловодск-Пятигорск), перечитал – впервые со школьных времен – «Героя нашего времени».

Удивился, насколько это беззастенчиво колониалистский текст, ничем не хуже Киплинга.


Лермонтов – классический русский национальный не менее КОЛОНИАЛЬНЫЙ


Об этом не расскажет Марь Иванна на уроке. Об этом школьникам не дадут писать сочинение на ЕГЭ. Но лермонтовская тема все равно навеки вплетена в топонимию и культурную географию русского Кавказа, работая как антидот против многонациональных сказок советских дедов.

Роман пронизан неприкрытым инстинктом доминирования. Как Печорин забирает себе Бэлу, так и Российская империя овладевает Северным Кавказом, просто потому что хочется.

Просто потому, что может. Это чистая, неотрефлексированная витальность.

Русские офицеры в лермонтовском тексте прибегают к самым огульным стереотипам в отношении покоренных народов, чтобы оправдать колониальный захват: «разбойничья кровь», «хищники», «преглупый народ, уж подлинно осетины», «эти черкесы известный воровской народ», «чеченец окаянный».

Восток в романе конструируется прямо по канонам Эдварда Саида, как коварный, манящий и по-детски первобытный:  «Уж эта мне Азия! Что люди, что речки – никак нельзя положиться!».

Черкесы, нападения которых безосновательно боится княжна Мэри вместе с другими отдыхающими Кисловодска – это аналог индейцев из книг Фенимора Купера, племя, исчезающее под напором цивилизации, экзотический Другой, предмет романтического восхищения и культурного присвоения. Печорин гордится, что в своем черкесском костюме он «больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы».

«Герой нашего времени» прочно вошел в канон русской классической литературы. И, как бы ни скулили заграничные деколонизаторы-ревизионисты, он там останется и дальше, напоминая русским, что они – не евразийские дружбонародники, а белые люди, которые исторически, подобно британцам или французам, действовали в логике господства, расширяя свое жизненное пространство за счет туземцев.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как верующий (что бы это слово ни означало), я ничего не имею против атеистов. Вот совершенно ничего. Наоборот, отношусь к ним, если они хорошие люди, даже несколько лучше, чем к верующим (что бы это слово не означало). Так как атеисту я больше сочувствую – ибо ему тяжелее. Потому что у ...
Даром что некоторые товарищи пытались поставить под сомнение мой талант рифмоплётства... но зато как славно мы здесь похихикали и поизощрялись относительно любимого Журнала и наступившей осени. И такую замечательную песенку вспомнили... В тему. Жёлтый лист осенний кружит с высоты Вот ...
История одной эмиграции в Европу cо слов московского Евпропофила, московского ресторатора Артёма Дертева в рижском IMHOclub Позавчера моему бару Vakara Ziņas исполнился бы год... В общем, пришла пора рассказать, с чего началась и чем закончилась история моей эмиграции в Латвию. ...
Существует такое поверье, что технику могут рисовать далеко не все. Даже если речь идет не о чем-то техническом, а детской книжке, надо всё-таки брать тех, кто умеет. А не креативщиков за копейки. Тут показали одну чудо-книжку, настолько прекрасно, что аж глаз дергается. Внимание на ...
Я давно уже по этому поводу (Пусси райотс) хотел отписаться, но все стеснялся и ленился. А вот известный ортодокс М.Ю. Соколов, которого ненавидит минимум половина моей френд-ленты - взял и высказался. Типа вот. В отличие от М.Ю., я человек цыничный ...