Леониду Гайдаю - 100!!!
atlanta_s — 30.01.2023 Сегодня, 100 лет назад, родился создатель бессмертных шедевров - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» - ЛЕОНИД ГАЙДАЙ.Кумиром Гайдая был англо-американский актер Чарли Чаплин. Фильмы с его участием часто привозили в кинотеатр Иркутска, и маленький Леня мог пересматривать их десятки раз. Купив билет один раз, он прятался под креслами кинозала и сидел там в ожидании следующего сеанса.
Мечтой детства Леонида Гайдая была актерская профессия, и некоторое время он действительно служил в театре. А потом... Потом сменил сцену на режиссерское кресло.
"Долгий путь" (1956), "Жених с того света" (1958), " Трижды воскресший" (1960), ставший для Гайдая настоящим кинематографическим провалом.
Но год спустя на экраны вышел "Пёс Барбос и необычный кросс". Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями. Так появились «Самогонщики» (1961).
Следующим проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Генри. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей.
В 1965 году вышел фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове.
Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В 1967 году на экраны вышел фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», в котором зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины появлялись спонтанно, по ходу творческого процесса. Он экспериментировал, по нескольку раз заставляя артистов переигрывать одни и те же эпизоды. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях».
Как известно, «Кавказскую пленницу» обожал генеральный секретарь Леонид Брежнев, который лично поблагодарил режиссера за проделанную работу.
В 1968 году зрители увидели фильм "Бриллиантовая рука". Соавторами Гайдая по сценарию для «Бриллиантовой руки» вновь стали Слободской и Костюковский. Идею творческие люди почерпнули из журнала «За рубежом», где рассказывалось о реальной истории контрабандистов, перевозивших похищенные ценности в гипсовой повязке. Фильм вновь ждал ошеломительный успех. Через год Юрия Никулина и Леонида Гайдая наградили Государственной премией РСФСР за вклад в создание популярной кинокомедии.
В какой-то момент Леонид Иович решил разнообразить свой репертуар. Он планировал работу над экранизацией пьесы «Бег» Михаила Булгакова, но Государственный комитет по кинематографии не одобрил это. Тогда мастер решил снять фильм по другому произведению – роману «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Гайдаевских "Двенадцати стульев" могло и не быть, если бы не Георгий Данелия. Дело в том, что , чтобы добиться разрешения на экранизацию, Леониду Иовичу пришлось обойти десятки инстанций и долго ждать ответов. Тут ему на помощь и пришел Данелия, которому, как оказалось, уже одобрили съемки «Двенадцати стульев». Он предложил коллеге взяться за эту работу вместо него – сам он уже перегорел и не хотел снимать этот фильм. И режиссером картины стал Леонид Гайдай. На роль легендарного сына лейтенанта Шмидта было аж 22 претендента, среди которых были Евгений Евстигнеев, Никита Михалков и Владимир Высоцкий. Но роль проходимца Бендера режиссер отдал малоизвестному артисту из Грузии Арчилу Гомиашвили. Премьера фильма состоялась в 1971 году.
Следующей работой режиссера стал фильм, снятый по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Фильм был показан зрителям в 1973 году. Леонид Иович долго не мог собрать актерский состав: многие не решались соглашаться на съемки, боясь попасть в опалу из-за юмора в адрес Ивана Грозного. Когда картину согласовывали на «Мосфильме», худсовет потребовал вырезать несколько эпизодов, в том числе тот, где самодержец жарит котлеты. Некоторые вырезанные сцены вошли в короткометражку под названием «Черные перчатки». Фильм стал еще одной яркой работой Гайдая, после выхода которой, в 1974 году, он был удостоен звания народного артиста РСФСР. Об этой награде режиссер узнал во время съемочного процесса фильма «Не может быть!», который появился на экранах в 1975 году.
Однако не все работы Гайдая стали популярными у телезрителя. Его картину «Инкогнито из Петербурга» 1977 года ждал сокрушительный провал в прокате. Сам мастер объяснял неудачу действиями цензоров, которые самые лучшие сцены фильма отправили в мусорное ведро. А киноведы продолжали критиковать Гайдая, который перестал сотрудничать со Слободским и Костюковским, начав писать сценарии исключительно сам.
В марте 1980 года, в Хельсинки, состоялась премьера фильма "За спичками". Российские зрители увидели его в сентябре того же года.
В 1982 году Гайдай снял комедию «Спортлото-82», который стал своеобразной рекламой лотереи «Спортлото». Пожалуй, это последний фильм Гайдая, сумевший стать лидером советского кинопроката: в 1982 году его посмотрело свыше 55 миллионов зрителей.
Картины следующих лет — «Опасно для жизни!» 1985 года и «Частный детектив, или операция «Кооперация» 1989 года прошли практически незамеченными. Такого успеха, как фильмы 60-70-х годов они не имели.
Последней режиссерской работой Леонида Гайдая стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Ее съемки начались еще в 1991 году, до распада СССР, и проходили в РСФСР и США. Кстати, в фильме есть титры благодарности за помощь в организации съёмок будущему Президенту США Дональду Трампу: "Съёмочная группа благодарит господина Дональда Трампа, персонал казино „Тадж-Махал“ и правительство штата Нью-Джерси за помощь в организации съёмок".
Премьера фильма состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал в больницу из-за проблем с сердцем.
Леонид Иович умер 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронили режиссера на Кунцевском кладбище.
Делитесь, какие фильмы Леонида Гайдая у вас самые любимые.
|
</> |